УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Урок или внеклассное занятие, посвященное подобного ви­ да рассказыванию, вызывает у ребят большой интерес. Работа эта доступна и полезна для учащихся. Письменные работы по творчеству М. Е. Салтыкова-Щед­ рина можно провести на следующие темы: 1) «Идейно-худо­ жественные особенности одной из сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина» (по выбору учащихся); 3) «Идейное богатство сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина»); 4) «М. Е. Салтыков-Щедрин — великий сатирик»; 2) «Герои сатири­ ческих сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина». Один из вариантов раскрытия первой темы—аналитический пересказ сказки. Подготовка к изложению начинается с выразительного чте­ ния или художественного рассказывания. Затем учащиеся ра­ ботают над планом сказки, тем самым глубже вникая в ее смысл; определяются композиционные приемы, раскрывают аллегорический смысл сказочных образов, характеризуют осо­ бенности языка и делают выводы о произведении в целом. Для учащихся раскрытие идейного смыс'ла и оценка ма­ стерства писателя в процессе пересказа — очень важное требо­ вание, так как предупреждает склонность к общим рассужде­ ниям, лишенным доказательности, а порой и анализ без чтения художественного произведения (к сожалению, это еще имеет место в ученической среде). Провести аналитический пересказ можно только на основе самостоятельного чтения. Перед изучением сказок преподаватель приводит известное высказывание И. С. Тургенева о сатирической манере С.-Ще­ дрина, о наводящем ужас комизме, о реализме, «трезвом в сво­ ей ясности и среди самой дикой игры воображения». Раскрыть реализм и исключительное богатство творческой фантазии сатирика — задача преподавателя в работе с клас­ сом. Изучение сказок С.-Щедрина потребует выяснения ряда вопросов теоретического характера. В чем реализм сказки С.-Щедрина? Можно ли назвать реализмом правдоподобие описания жизни животных, птиц, рыб и других аллегорических образов в сатирической сказке? Какое значение в сатирической сказке имеет перевоплоще­ ние человека как главного героя произведений искусства в новый художественный образ —- птицу, рыбу, лошадь и в дру­ гие существа животного мира? Совпадение каких признаков 182

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=