УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

лее голубого и свежего» — читаем мы в дневнике Печорина. Солнце медленно поднималось на голубом небосводе, и мил- шоны его лучей радугой отражались в бесчисленных каплях ' росы. «Как любопытно всматривался я в каждую росинку, тре­ пещущую на широком виноградном листе и отражавшую мил­ лионы радужных лучей». «Я помню— в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде любил природу...». В программе по литературе старших классов рекомендует­ ся передача содержания отдельных сцен или эпизодов художе­ ственных произведений как темы сочинений учащихся 8 клас­ сов; в 9—10 классах рекомендуется предлагать учащимся для сочинений темы обобщающего характера. Но практика пока­ зывает, что пересказы и изложения не утрачивают своего зна­ чения и в 9—10 классах. Во-первых, за ними сохраняются функции контроля за домашним чтением учащихся, как это убедительно доказано в работе Н. И. Бражник об изучении ро­ мана Л. Н. Толстого «Война и мир»; во-вторых изложения- пересказы часто помогают учащимся верно осмыслить некото­ рые стороны художественного мастерства писателя. Так, работа над темой «День Обломова» при изучении ро­ мана И. А. Гончарова «Обломов» содействует более полному усвоению некоторых композиционно-стилистических особенно­ стей первой части романа. Пересказ — хорошее средство передачи жанровых особен­ ностей произведения. Чтобы передать содержание сатириче­ ской сказки, романтической легенды, реалистического произве­ дения, рассказчику требуется найти соответствующий стилю словарь. Развить чувство стиля художественного произведения у учащихся вернее всего можно путем рассказывания произ­ ведений различных жанров. Многие учащиеся неохотно читают сказки Щедрина до из­ учения его творчества в школе. Глубина мысли, остроумие, иг­ ра воображения писателя, неповторимо своеобразные сюжеты, приемы построения сказки не производят должного впечатле­ ния на детей при тихом самостоятельном чтении. Когда же учитель выразительным чтением выделит худо­ жественные детали, краткими оценками в процессе чтения по­ может воспринять ведущие мысли, то все произведение за­ звучит для учащихся по-новому. Не имея возможности прочи­ тать в классе более одной-двух сказок из-за ограниченности времени, преподаватель предложит подготовить самостоятель­ но аналитический пересказ любой из сказок Щедрина по жела­ нию (не ограничивая рамками программы). 181

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=