УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
лее голубого и свежего» — читаем мы в дневнике Печорина. Солнце медленно поднималось на голубом небосводе, и мил- шоны его лучей радугой отражались в бесчисленных каплях ' росы. «Как любопытно всматривался я в каждую росинку, тре пещущую на широком виноградном листе и отражавшую мил лионы радужных лучей». «Я помню— в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде любил природу...». В программе по литературе старших классов рекомендует ся передача содержания отдельных сцен или эпизодов художе ственных произведений как темы сочинений учащихся 8 клас сов; в 9—10 классах рекомендуется предлагать учащимся для сочинений темы обобщающего характера. Но практика пока зывает, что пересказы и изложения не утрачивают своего зна чения и в 9—10 классах. Во-первых, за ними сохраняются функции контроля за домашним чтением учащихся, как это убедительно доказано в работе Н. И. Бражник об изучении ро мана Л. Н. Толстого «Война и мир»; во-вторых изложения- пересказы часто помогают учащимся верно осмыслить некото рые стороны художественного мастерства писателя. Так, работа над темой «День Обломова» при изучении ро мана И. А. Гончарова «Обломов» содействует более полному усвоению некоторых композиционно-стилистических особенно стей первой части романа. Пересказ — хорошее средство передачи жанровых особен ностей произведения. Чтобы передать содержание сатириче ской сказки, романтической легенды, реалистического произве дения, рассказчику требуется найти соответствующий стилю словарь. Развить чувство стиля художественного произведения у учащихся вернее всего можно путем рассказывания произ ведений различных жанров. Многие учащиеся неохотно читают сказки Щедрина до из учения его творчества в школе. Глубина мысли, остроумие, иг ра воображения писателя, неповторимо своеобразные сюжеты, приемы построения сказки не производят должного впечатле ния на детей при тихом самостоятельном чтении. Когда же учитель выразительным чтением выделит худо жественные детали, краткими оценками в процессе чтения по может воспринять ведущие мысли, то все произведение за звучит для учащихся по-новому. Не имея возможности прочи тать в классе более одной-двух сказок из-за ограниченности времени, преподаватель предложит подготовить самостоятель но аналитический пересказ любой из сказок Щедрина по жела нию (не ограничивая рамками программы). 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=