УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

советского патриотизма, и коммунистического отношения к труду, и к общественной собственности, и т. д. Астахова Валя по окончании школы-семилетки поступила в железнодорожный техникум, а после окончания его— на работу по специальности. В настоящее время она является одним из лучших мастеров участка, активно участвует в об щественной работе,' заочно учится в индустриальном институте. Мы изучали ее поведение в течение десяти лет. В школьном возрасте Валя отличалась большой любовью и со­ чувствием к людям— посещала больных подруг, помогала старикам и старушкам переходить улицу, всегда в трамвае уступала старшим место, упорно работала по подготовке к урокам и систематически помогала другим учащимся, была инициатором интересных пионерских сборов, помогала мате­ ри по домашнему хозяйству. Как получили развитие эти качества? Наблюдения показали следующее. Мать, Мария Петровна, обыкновенная простая работница, и ее старшая дочь Тамара, тоже работница, приложили все силы к тому, чтобы Валя с малых лет принимала посильное участие в труде на общую пользу. Ей сначала давали поручения в порядке единолич­ ного труда: приглядывать За соседними детишками, подме­ тать комнату и мыть пол одного одинокого старичка-родствен- ника, ходить за лекарствами по предписанию врача для зна­ комой больной женщины и т. д. Когда Валя подросла, мать посоветовала ей приходить в школу на полчаса раньше и проверять подготовку к урокам наиболее слабых по знаниям одноклассников. Этот вид работы представляет собой систе­ матическую деятельность, направленную на общую пользу. В 6-м классе мы ее видим активным организатором суббот­ ников и воскресников, различных мероприятий по озеленению города и др. Здесь не только упражняется она сама в ком­ мунистическом отношении к труду и к общественной собст­ венности, дисциплинированности и в других моральных качествах, но вместе с тем организует поле деятельности для упражнений своих подруг. Так Валя приучалась к моральному поведению. Таких фактов, подтверждающих успех воспитания в про­ цессе активного участия детей в труде на общую пользу имеется много. Результаты наблюдений показали, что при воспитании на­ выков и привычек морального поведения необходимо учиты­ вать и широко использовать ситуации, представляющие собой 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=