УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
ментированном чтении и беседе учителя с классом перед изложением. В анализируемой работе кроме этих общих недостатков есть и свойственные только ей: отсутствует вступительная часть к изложению, герои вводятся без сообщения о том, кто они такие, есть недочеты в стиле: повторение слов одного и того же корня, слова-вульгаризмы и т. д. Но уже в этих изложениях теперь не чувствовалось той беспомощности в цитировании, в косвенных оборотах речи, в выборе глаголов для слов автора в предложениях с прямой речью, которая долго наблюдается в работах учащихся 8 класса. Классный анализ работ и письменные рецензии учителя помогут учащимся восполнить пробелы по содержанию и гра мотности как общего, так и индивидуального характера. Оценка поведения героев, основного конфликта Чацкого и светского общества дана верно; всеми понято, что взаимно враждебные отношения Чацкого и московского дворянства определяются разницей во взглядах. Как уже было сказано, проведение изложений должно идти не за счет уменьшения количества сочинений, предусмотрен ных программой; изложения являются вспомогательным средством овладения навыками анализа текста и письма сочинений и закрепления грамотности, поэтому могут прово диться в течение года в определенной системе по плану учителя за счет часов, отводимых программой на эти виды работы в каждом классе. Систему устных и письменных пересказов вернее всего определить связью с обучением пись му сочинений разных типов. Готовя материал к характери стике героя, преподаватель рекомендует подготовить пере сказы, отражающие историю жизни героя («Детство и юность Онегина», «День Онегина», «Молодость и светская жизнь Печорина», «История жизни Плюшкина», «Послужной список Чичикова» и др.); пересказы описаний близко к тек сту (портретно-психологические характеристики, описание окружающей обстановки и т. п.); пересказ или чтение на изусть монологов. (Монолог Чацкого о быте и нравах москов ского дворянства, «Ответ Онегина Татьяне», «Письмо Татьяны», «Размышления Печорина накануне дуэли» и другие). Чрезвычайно важный прием развития мышления и речи учащихся — разнообразные сравнения. Обучить этому можно. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=