УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

го наметились еще до третьего действия. Справедливые, но резкие суждения Чацкого вызывают раздражение дворян и, когда по злой воле Софьи разнеслась молва о сумасшествии Чацкого (с 15 по 20 явления), то гости Фамусова испытывают удовлетворение от сознания того, что его высказывания в адрес каждого из них не могут теперь считаться действительными. Как самооправдание, как снятие вины звучат их радостные доказательства безумия Чацкого. Первця половина двадцать первого явления перекликается с началом описания бала. Фамусов. Чуть низко поклонись, согнись- ка кто кольцом, хоть пред мона- ришим лицом, так назовет он под­ лецом! Хлестова. Туда же из смешливых; Сказала что-то я: он начал хохотать. Мне посоветовал в Москве слу­ жить в архивах. Меня модисткою изволил вели­ чать! А мужу моему совет дал жить в деревне. Безумный по всему! и т. д. Сомнение выражает один Платон Михайлович: «Ну все, так верить поневоле. А мне сомнительно». Это объясняется тем, что Горич сам мнбгим недоволен, но безволен и беспомо­ щен, чтобы бороться. За этими сценами следуют размышления гостей о причинах сумасшествия Чацкого, которые с различной полнотой пере­ даны всеми учащимися, что же касается сцены доказательств безумия Чацкого, то она отсутствует как в анализируемой работе, так и в изложениях большинства учащихся; ее от­ теснили рассуждения о причинах безумства Чацкого. Изложения дают материал для анализа восприятия худо­ жественного произведения учащимися 8 класса. Изложения показали, что многое еще остается вне их поля зрения. Ко­ нечно, причиной этого может быть и неполнота восприятия художественного произведения учащимися и недочеты в ком­ Молчалин. Графиня-внучка. Горич И. Д. Загорецкий. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=