УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
«И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев...»— вторит ему в тон Хлестова. Фамусов выразил мнение, что «уж коли зло пресечь, соб рать бы книги все да сжечь». Потом все начали жалеть Чацкого. Тут вошел и сам Чацкий. Все замолкли и попятились от него. Чацкий начинает говорить, что он недоволен Москвой, что здесь люди считают Францию лучшим краем, отказываются от русской националь ной культуры и всё: культуру, моды — перенимают из Франции. Человек передовых взглядов вступает в противоречия со светским обществом, которому взгляды Чацкого кажутся безумными. Но на вопрос о том, кто безумствует, отвечает название всей комедии». Все изложение несколько бесцветно. Ученица еще не умеет передать содержание, сохраняя художественные детали диа логов, характерных для стиля художника. Значительное место занимает повествование, аналитическая сторона изложения слаба; особенно это чувствуется там, где следовало раскрыть иронию автора (разговор супругов Гори- чей и Чацкого, поведение Загорецкого при отзыве о нем Хле- стовой, разговор Софьи с господином Я и в других местах); при сокращении пострадали некоторые части текста. Остано вимся на этом подробнее. Описание бала начинается с пятого явления третьего дей ствия. Вплоть до тринадцатого явления Грибоедов характери зует прибывающих на бал гостей Фамусова через взаимо отношения с Чацким. Разговор Чацкого и (Недовольство Чацкого жиз- Горичей нью друга: «Уж точно стал не тот явл.5, 6, в короткое ты время». Платон Михайлович не возражает). Хлестова и Чацкий (Хлестова осуждает независи- явл. 10 мость поведения Чацкого: «Кто этот весельчак? из звания како го?») . Софья, Молчалин, Чац- (Критика Чацким подхалимст- кий. ва Молчалина. Чацкий. «Ну, тучу разогнал... Хрюмины, Загорецкий Софья. Нельзя ль не продол- и т. д. жать?» , и Чацкий. Отношения Фамусова и Чацко- 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=