УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

«И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев...»— вторит ему в тон Хлестова. Фамусов выразил мнение, что «уж коли зло пресечь, соб­ рать бы книги все да сжечь». Потом все начали жалеть Чацкого. Тут вошел и сам Чацкий. Все замолкли и попятились от него. Чацкий начинает говорить, что он недоволен Москвой, что здесь люди считают Францию лучшим краем, отказываются от русской националь­ ной культуры и всё: культуру, моды — перенимают из Франции. Человек передовых взглядов вступает в противоречия со светским обществом, которому взгляды Чацкого кажутся безумными. Но на вопрос о том, кто безумствует, отвечает название всей комедии». Все изложение несколько бесцветно. Ученица еще не умеет передать содержание, сохраняя художественные детали диа­ логов, характерных для стиля художника. Значительное место занимает повествование, аналитическая сторона изложения слаба; особенно это чувствуется там, где следовало раскрыть иронию автора (разговор супругов Гори- чей и Чацкого, поведение Загорецкого при отзыве о нем Хле- стовой, разговор Софьи с господином Я и в других местах); при сокращении пострадали некоторые части текста. Остано­ вимся на этом подробнее. Описание бала начинается с пятого явления третьего дей­ ствия. Вплоть до тринадцатого явления Грибоедов характери­ зует прибывающих на бал гостей Фамусова через взаимо­ отношения с Чацким. Разговор Чацкого и (Недовольство Чацкого жиз- Горичей нью друга: «Уж точно стал не тот явл.5, 6, в короткое ты время». Платон Михайлович не возражает). Хлестова и Чацкий (Хлестова осуждает независи- явл. 10 мость поведения Чацкого: «Кто этот весельчак? из звания како­ го?») . Софья, Молчалин, Чац- (Критика Чацким подхалимст- кий. ва Молчалина. Чацкий. «Ну, тучу разогнал... Хрюмины, Загорецкий Софья. Нельзя ль не продол- и т. д. жать?» , и Чацкий. Отношения Фамусова и Чацко- 174

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=