УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

вспомогательным видом письменных работ, не должны вытес­ нять сочинения. В одних случаях изложения выполняют функции трениро­ вочных упражнений по теме «Прямая и косвенная речь в связ­ ном тексте», в других случаях являются формой контроля за усвоением навыка. Подбор текстов целесообразно поставить в связь с тематикой сочинений, о чем-будет сказано ниже. Важно, чтобы в сознании учащихся изложение важнейших эпизодов художественного произведения с установкой на их анализ имело не меньшее значение, чем сочинение, требующее от ученика умения охватить при ответе на вопрос темы всё произведение. Включение изложений по программным текстам в тематику классных и домашних работ нара!вне с сочинениями является хорошим стимулом к вдумчивой работе ученика над текстом не в виде разрозненно выписанных цитат, а через осмысление целых художественно законченных картин, поставленных в связь со всем произведением. Усвоение-приемов цитирования и использования косвенной речи при передаче содержания драматических произведений может быть проконтролировано в процессе изучения текста комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Творческие возможности учителя по развитию речи уча­ щихся на основе комедии не ограничены: пересказ содержания эпизодов с цитированием близко к тексту, название и краткое содержание монологов Чацкого и Фамусова, определяющих их общественные взгляды, сжатый пересказ действий комедии, передача сюжета и другие виды работ как на этапе усвоения содержания, так и на этапе анализа образов и художествен­ ного мастерства драматурга. Одной из тем изложения может стать описание бала в доме Фамусова. Аналитический пересказ этого действия полезен в том отношении, что содействует запоминанию целой картины, трудной для восприятия учащихся и важной для раскрытия идейного смысла всей комедии. Классное или внеклассное комментированное чтение треть­ его действия комедии предшествует выполнению этой пись­ менной работы. На уроках, отведенных для изложения, в бе­ седе с учащимися учитель воспроизведёт в их памяти важней­ шие факты, обратит внимание на группировку образов по их социальным взглядам, на особенности построения картины бала (меткие оценки Чацким гостей Фамусова на балу, ковар­ 171

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=