УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
вспомогательным видом письменных работ, не должны вытес нять сочинения. В одних случаях изложения выполняют функции трениро вочных упражнений по теме «Прямая и косвенная речь в связ ном тексте», в других случаях являются формой контроля за усвоением навыка. Подбор текстов целесообразно поставить в связь с тематикой сочинений, о чем-будет сказано ниже. Важно, чтобы в сознании учащихся изложение важнейших эпизодов художественного произведения с установкой на их анализ имело не меньшее значение, чем сочинение, требующее от ученика умения охватить при ответе на вопрос темы всё произведение. Включение изложений по программным текстам в тематику классных и домашних работ нара!вне с сочинениями является хорошим стимулом к вдумчивой работе ученика над текстом не в виде разрозненно выписанных цитат, а через осмысление целых художественно законченных картин, поставленных в связь со всем произведением. Усвоение-приемов цитирования и использования косвенной речи при передаче содержания драматических произведений может быть проконтролировано в процессе изучения текста комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Творческие возможности учителя по развитию речи уча щихся на основе комедии не ограничены: пересказ содержания эпизодов с цитированием близко к тексту, название и краткое содержание монологов Чацкого и Фамусова, определяющих их общественные взгляды, сжатый пересказ действий комедии, передача сюжета и другие виды работ как на этапе усвоения содержания, так и на этапе анализа образов и художествен ного мастерства драматурга. Одной из тем изложения может стать описание бала в доме Фамусова. Аналитический пересказ этого действия полезен в том отношении, что содействует запоминанию целой картины, трудной для восприятия учащихся и важной для раскрытия идейного смысла всей комедии. Классное или внеклассное комментированное чтение треть его действия комедии предшествует выполнению этой пись менной работы. На уроках, отведенных для изложения, в бе седе с учащимися учитель воспроизведёт в их памяти важней шие факты, обратит внимание на группировку образов по их социальным взглядам, на особенности построения картины бала (меткие оценки Чацким гостей Фамусова на балу, ковар 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=