УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
Когда речь зашла о расплате за обучение Митрофана, Кутей- кин проявил алчность, за что Простакова его называет «нена сытной душой», а Правдин вос клицает: «Тебе не стыдно, Кутей- кин?!». Цифиркин благородно отказал ся от платы за обучение, так как ученик ничего «не перенял» у не го. За проявленную им доброту * все награждают учителя день гами. Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой, но он выбегает из дома со сло вами: «Ото всего отступаюсь». Сцена завершается просьбой Вральмана взять его кучером к старому хозяину. Последняя реп лика кучера вновь возвращает нас к основной теме комедии — быт и нравы поместного дворян ства, — и делает ее художествен но законченной. На вопрос Стародума, не отвык ли Вральман от лошадей, мы слышим ответ: «Шифучи с стешним хоспотам, касалось мне, что я фее с лошат- ками». При недостатке времени на уроке запись может быть окон чена дома. Но так или иначе работа потребует дополнитель ного времени на изучение комедии. Могут быть использованы часы из числа тех, которые отведены на обучение письму сочи нений и закрепление навыков грамотности. Вряд ли имеет смысл возвращаться к отдельным фразам сборников упраж нений, если подобное связное изложение тренирует учаще гося и в умении последовательно излагать свои мысли, наб людая за текстом, и использовать разнообразные по структуре предложения, и повторять орфографию и синтаксис. Аналитические изложения, являясь в старших классах 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=