УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Когда речь зашла о расплате за обучение Митрофана, Кутей- кин проявил алчность, за что Простакова его называет «нена­ сытной душой», а Правдин вос­ клицает: «Тебе не стыдно, Кутей- кин?!». Цифиркин благородно отказал­ ся от платы за обучение, так как ученик ничего «не перенял» у не­ го. За проявленную им доброту * все награждают учителя день­ гами. Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой, но он выбегает из дома со сло­ вами: «Ото всего отступаюсь». Сцена завершается просьбой Вральмана взять его кучером к старому хозяину. Последняя реп­ лика кучера вновь возвращает нас к основной теме комедии — быт и нравы поместного дворян­ ства, — и делает ее художествен­ но законченной. На вопрос Стародума, не отвык ли Вральман от лошадей, мы слышим ответ: «Шифучи с стешним хоспотам, касалось мне, что я фее с лошат- ками». При недостатке времени на уроке запись может быть окон­ чена дома. Но так или иначе работа потребует дополнитель­ ного времени на изучение комедии. Могут быть использованы часы из числа тех, которые отведены на обучение письму сочи­ нений и закрепление навыков грамотности. Вряд ли имеет смысл возвращаться к отдельным фразам сборников упраж­ нений, если подобное связное изложение тренирует учаще­ гося и в умении последовательно излагать свои мысли, наб­ людая за текстом, и использовать разнообразные по структуре предложения, и повторять орфографию и синтаксис. Аналитические изложения, являясь в старших классах 170

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=