УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

беседа. Какие из них оказались трудными для ответа. Удов­ летворены ли подростки ответами на их вопросы. 7. Высказали ли желание еще слушать рассказ и о чем? 8. Возбудили ли рассказ или беседа проявление детского творчества? (Если да—в чем оно выразилось: зарисовка, из­ готовление моделей, пение и т. д.). 9. Насколько рассказанное отразилось в поведении под­ ростков: подражание героям, проявление отдельных мораль­ ных качеств — честности и правдивости, дружбы и товари­ щества, заботы о старших и т. д. В организации и проведении рассказов и бесед в семьях большую роль может сыграть школа. Классные руководители могут помочь родителям не только в выборе тематики, но и в овладении искусством рассказывания. Многие из них во вре­ мя посещения учащихся на дому иногда сами становятся вме­ сте с детьми слушателями рассказов, после которых дают родителям полезные советы о том, как надо в процессе рас­ сказывания учитывать возрастные и индивидуальные осо­ бенности подростков, как сделать рассказ содержательным и интересным. В некоторых школах на родительских собраниях органи­ зуются хорошо подготовленные классными руководителями выступления родителей на тему: «Что и как я рассказываю своим детям». Такие выступления помогают широкому рас­ пространению опыта лучших рассказов. П. Приучение Формируя у подростков представления о нравственных нормах, необходимо методом приучения воспитывать у них соответствующие навыки и привычки. Эта работа требует от родителей умения и*большого терпения, а от школы— соот­ ветствующей помощи. При исследовании мы уделили внимание вопросу о разви­ тии моральных качеств при помощи упражнений в процессе активного участия подростков в труде на общую пользу. Конечно, было бы неверно при помощи искусственно при­ думанных упражнений воспитывать у детей советский патрио­ тизм, коммунистическое отношение к труду, коммунистиче­ скую принципиальность, социалистический гуманизм и т. д. Такие упражнения принесли бы вред, а не пользу. Когда же подросток под руководством воспитателей принимает актив­ ное участие в деятельности, направленной на общую пользу, он в процессе этой деятельности упражняется в проявлении и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=