УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

нина, Митрофана и Милона», «День в усадьбе помещицы Простаковой» и др. Пересказ во всех случаях не должен быть самодовлею­ щим, его необходимо сочетать с другими видами работ на уроке. Он будет служить основанием для рассуждений и вы­ водов учащихся о быте поместного дворянства, о состоянии воспитания и образования, для конкретизации понятий о раз­ витии сюжета, о конфликте пьесы, о мастерстве языковой характеристики и других аналитических целей. Остановимся на том, как провести в классе письменный пересказ одного из явлений с целью раскрытия его идейно­ художественного смысла и обучения указанным выше приемам изложения. Возьмем для примера интересное во всех отношениях явле­ ние шестое из пятого действия комедии «Недоросль». Поскольку работа проводится после классного или домаш­ него чтения, то беседа, сопровождающаяся повторным выбо­ рочным чтением, начинается вопросом о названии сцены. В центре явления — расчет с учителями, производимый по желанию Простаковой. Следующий круг вопросов беседы дол­ жен обеспечить передачу содержания и раскрыть значение сце­ ны. Какова связь читаемого с предыдущим? Выразите это в не­ скольких предложениях. Какой фразой наметите переход к но­ вым событиям? Какие слова из текста следует сохранить, чтобы передать особенности взглядов, речи, поведения героев (под­ черкнуты в тексте). Почему эти? Какие слова текста следует использовать, чтобы точно передать действия героев? (ремарки подчеркнуты в тексте). Почему Еремеевна грубо называет учителей? Приведите высказывания господ об учителях, науке. Так чьи же понятия повторяет слуга? Что нужно вспомнить о прошлом Кутейкина и Цифиркина, чтобы пояснить особенно­ сти их речи? Что мы неожиданно узнаем о прошлом Враль­ мана? Какой смысл приобретает его фамилия? и другие вопросы. Беседа заканчивается вопросом о том, как Фонвизин мастерски возвращает нас к теме поместного дворянства, как он напоминает читателю, что бывшие владельцы имения и кре­ постных крестьян — С ко тй н и ны . За беседой следует коллективное составление текста за­ писи. Письмо — последний этап работы. Вот примерный текст этого упражнения, проводившегося с учащимися 8 класса Яснополянской средней школы: 168

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=