УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
нина, Митрофана и Милона», «День в усадьбе помещицы Простаковой» и др. Пересказ во всех случаях не должен быть самодовлею щим, его необходимо сочетать с другими видами работ на уроке. Он будет служить основанием для рассуждений и вы водов учащихся о быте поместного дворянства, о состоянии воспитания и образования, для конкретизации понятий о раз витии сюжета, о конфликте пьесы, о мастерстве языковой характеристики и других аналитических целей. Остановимся на том, как провести в классе письменный пересказ одного из явлений с целью раскрытия его идейно художественного смысла и обучения указанным выше приемам изложения. Возьмем для примера интересное во всех отношениях явле ние шестое из пятого действия комедии «Недоросль». Поскольку работа проводится после классного или домаш него чтения, то беседа, сопровождающаяся повторным выбо рочным чтением, начинается вопросом о названии сцены. В центре явления — расчет с учителями, производимый по желанию Простаковой. Следующий круг вопросов беседы дол жен обеспечить передачу содержания и раскрыть значение сце ны. Какова связь читаемого с предыдущим? Выразите это в не скольких предложениях. Какой фразой наметите переход к но вым событиям? Какие слова из текста следует сохранить, чтобы передать особенности взглядов, речи, поведения героев (под черкнуты в тексте). Почему эти? Какие слова текста следует использовать, чтобы точно передать действия героев? (ремарки подчеркнуты в тексте). Почему Еремеевна грубо называет учителей? Приведите высказывания господ об учителях, науке. Так чьи же понятия повторяет слуга? Что нужно вспомнить о прошлом Кутейкина и Цифиркина, чтобы пояснить особенно сти их речи? Что мы неожиданно узнаем о прошлом Враль мана? Какой смысл приобретает его фамилия? и другие вопросы. Беседа заканчивается вопросом о том, как Фонвизин мастерски возвращает нас к теме поместного дворянства, как он напоминает читателю, что бывшие владельцы имения и кре постных крестьян — С ко тй н и ны . За беседой следует коллективное составление текста за писи. Письмо — последний этап работы. Вот примерный текст этого упражнения, проводившегося с учащимися 8 класса Яснополянской средней школы: 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=