УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

часто не предъявляют должных требований в старших классах и тем снижают его значение. Между тем искусству рассказывания нужно учить в стар­ ших классах наравне с привитием навыков анализа произ­ ведения. Мастерски передать содержание прочитанной книги, про­ смотренного фильма или драматического произведения, давая оценки героям, в связи с развитием сюжета, — это необходи­ мый навык. Если учащиеся еще справляются с передачей содержания прозы, то пересказ драматического произведения вызывает у них серьезные затруднения. Особенно это выражается в неумении использовать косвенные обороты речи, разнообра­ зить слова автора в прямой речи. Об этом говорят и устные ответы и письменные работы учащихся 8 классов. Первые произведения, изучающиеся в 8 классе, невелики по объему («Слово о полку Игореве», «Недоросль» и др.), что дает возможность отвести значительное место работе над устным и письменным пересказом. «Судьба похода князя Игоря», «Золотое слово Святослава и его значение», «Художе­ ственное описание побега князя Игоря» — в основе раскрытия всех трех тем (в рамках ученических работ) по существу лежит пересказ с элементами рассуждений, выводами и попут­ ными оценками изображаемого. Пересказ с цитированием, сохранением художественных деталей помогает учащимся почувствовать стиль произведения, обогатить свою речь. Работы по привитию навыка разнообразных приемов цити­ рования, замены диалога связным текстом с сохранением осо­ бенностей стиля ‘поэтического произведения можно провести под руководством учителя, если она проводится впервые. Для этого может быть избрЯк любой законченный по смыслу эпизод. При изучении комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» могут быть взяты для подробного пересказа эпизоды: «Утро в помещичьей усадьбе», «Обучение Митрофана», «Экзамены Митрофана», «Беседа Правдина и Стародума о быте и нравах придворного дворянства», «Расчет с учителями», и другие; для сжатого пересказа могут быть предложены темы, обобщаю­ щие развитие сюжетных линий пьесы: «Борьба Скотинина и Митрофана за богатую невесту», «Борьба ?а Софью Скоти- 167

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=