УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
и целеустремленной работы по тексту и в результате влияния живого слова учителя составляют основу развития устной и письменной речи учащихся. Для учащегося открыты два пути в работе над сочинением: первый связан с формированием навыков самостоятельной работы над текстом, осмысливанием художественного произ ведения и изложением усвоенного своими словами, с исполь зованием учебника для систематизации впечатлений и фактов произведения — это путь творческий, сложный. Второй путь — усвоение содержания учебника путем заучивания и изложения, более или менее приближающегося к оригиналу. Второй путь при *несомненной важности работы с учебником исключает специфичность изучения литературы как искусства слова. Нужно найти такие формы, приемы работы, чтобы уча щийся воспринимал художественное произведение во всей его идейно-художественной цельности, чтобы учащийся испытывал на себе влияние могучей власти языка писателя, постигал зна чение таких его деталей, которые осознаются только тогда, когда они не изъяты из своего художественного окружения. Одной из таких форм является художественное рассказы вание различных видов. Пересказы должны включать оценки передаваемого; поэтому их можно называть аналитическими пересказами или аналитическими изложениями. Ясно, что, ставя перед собой задачи развития речи уча щихся, учитель продумывает те виды деформаций текста, кото рые должен произвести ученик, готовясь дома к ответу. На пример, учащимся рекомендуется рассказать кратко или полно историю жизни героя, выбирая для этого эпизоды из разных глав, дать оценку одного из характерных событий в его жизни; пересказать содержание диалогов, объединить ряд эпизодов, близких по значению, в одну картину. Классное комментированное чтение, устные и письменные аналитические пересказы-изложения — это система приемов. Первый — использует учитель для углубленного массного изучения произведения через чтение и истолкование текста; устные и письменные аналитические пересказы являются прие мами проверки знаний учащихся на этапе усвоения фактиче ского материала содержания, содействуют развитию устной и письменной речи учащихся, формируют навыки самостоя тельного анализа художественного произведения. Пересказу, являющемуся доступной для учащихся формой воспроизведения художественного текста в целом и по частям., 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=