УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

и целеустремленной работы по тексту и в результате влияния живого слова учителя составляют основу развития устной и письменной речи учащихся. Для учащегося открыты два пути в работе над сочинением: первый связан с формированием навыков самостоятельной работы над текстом, осмысливанием художественного произ­ ведения и изложением усвоенного своими словами, с исполь­ зованием учебника для систематизации впечатлений и фактов произведения — это путь творческий, сложный. Второй путь — усвоение содержания учебника путем заучивания и изложения, более или менее приближающегося к оригиналу. Второй путь при *несомненной важности работы с учебником исключает специфичность изучения литературы как искусства слова. Нужно найти такие формы, приемы работы, чтобы уча­ щийся воспринимал художественное произведение во всей его идейно-художественной цельности, чтобы учащийся испытывал на себе влияние могучей власти языка писателя, постигал зна­ чение таких его деталей, которые осознаются только тогда, когда они не изъяты из своего художественного окружения. Одной из таких форм является художественное рассказы­ вание различных видов. Пересказы должны включать оценки передаваемого; поэтому их можно называть аналитическими пересказами или аналитическими изложениями. Ясно, что, ставя перед собой задачи развития речи уча­ щихся, учитель продумывает те виды деформаций текста, кото­ рые должен произвести ученик, готовясь дома к ответу. На­ пример, учащимся рекомендуется рассказать кратко или полно историю жизни героя, выбирая для этого эпизоды из разных глав, дать оценку одного из характерных событий в его жизни; пересказать содержание диалогов, объединить ряд эпизодов, близких по значению, в одну картину. Классное комментированное чтение, устные и письменные аналитические пересказы-изложения — это система приемов. Первый — использует учитель для углубленного массного изучения произведения через чтение и истолкование текста; устные и письменные аналитические пересказы являются прие­ мами проверки знаний учащихся на этапе усвоения фактиче­ ского материала содержания, содействуют развитию устной и письменной речи учащихся, формируют навыки самостоя­ тельного анализа художественного произведения. Пересказу, являющемуся доступной для учащихся формой воспроизведения художественного текста в целом и по частям., 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=