УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Живое слово учителя воспроизводит живое слово художника в выразительном чтении и пояснении. Необходимость уделять внимание картинам, эпизодам произведения диктуется еще и тем, что они дают благодарный материал для развития устной и письменной речи учащихся. В 5—7 классах пересказ содержания произведения в делом и по частям является одной из ведущих форм работы с тек­ стом. Учащиеся приходят в восьмой класс, имея навыки пере­ сказа различного вида. Но здесь они изучают чрезвычайно сложные для пятнадцатилетнего подростка произведения: «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души» — и пересказ не может утрачивать своего значения, так как он отражает усвоение нового для школьни­ ков круга понятий. Характер заданий для пересказов изменится, изменятся при этом и целевые установки работы, но значение пересказа, как и чтения отдельных картин (по возможности) не утрачи­ вается не только в восьмом, но и в девятом и даже в десятом классе. Пересказ содержания отдельных художественно закончен­ ных картин, выразительное классное чтение различного типа особенно важны в 8 классе, как переходном. Такое освоение .литературного материала подготовляет фактическую основу для рассуждений, обобщающих выводов. Выяснение ведущей мысли картины; обоснование последовательной связи одной картины с другой; соотношение их с общим развитием дейст­ вия и раскрытием характеров героев; сравнение в рамках одного произведения картин, служащих образной формой выражения единой развивающейся мысли автора; литератур­ ные параллели, являющиеся основой обобщающих выводов о художественном м'етоде, о близости идейных позиций писа­ теля, — вот разнообразные задания для анализа текста в классе и дома. При таком изучении произведения поступки героя, .его мысли и чувства приобретают большую силу воз­ действия, так как они анализируются не изолированно, мысли не только цитируются, но оцениваются с учетом целой художе­ ственно законченной картины. При этом учитель в своей работе обращается к различным видам памяти подростка: зрительной, слуховой, и др.; целост­ ная картина развивает воображение и способствует «видению» художественного образа. Обучение мастерству рассказывания в процессе живой 165

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=