УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ние для общей ориентировки учащихся в содержании произве­ дения. Классный анализ текста является не началом познания, а новой, более высокой ступенью в этом процессе. Учебник в этой системе работы служит для обобщения и закрепления приобретаемых знаний. Содержание работы учителя литературы по анализу произ­ ведений в настоящее время несколько стандартизировано. Возьмите наши школьные учебники и посмотрите, какие сто­ роны художественного произведения изучаются в школе. При­ мерная схема будет такова: 1. Историко-литературная справка. 2. Система образов. а) центральные герои б) в) второстепенные герои или их групповая г) характеристика 3. Идейное содержание (не всегда) 4. Художественные особенности. 5. Общественное и литературное значение произведений. Изредка дается оценка изображенных событий (романы «Вой­ на и мир», «Что делать» и др.). Несомненно, что в центре внимания литературного произве­ дения стоит человек или образ-персонаж, как его условно на­ зывают в литературе. Однако художник, изображая характер, взгляды и судьбу человека-индивидуума, рисует картины его жизни и наедине с собой, и во взаимоотношениях с другими людьми, рисует картины жизни целого общества. Картина в произведении имеет законченный идейно-художественный смысл: она дает возможность судить о характере героев и быть одновременно предметом глубоких раздумий о сложности чело­ веческих отношений, о смысле жизни, о справедливости, о ге­ роизме и буднях, иначе говоря, обо всем том, что есть в жиз­ ни и о чем размышлял писатель. При характеристике же героя мы на эти картины только ссылаемся, превращая их лишь в средство оценки, придаем им служебное значение, разрывая единую ткань художест­ венного произведения. Когда учитель читает и комментирует в классе текст, чте­ ние потому и оставляет неизгладимый след в памяти и сердце слушателя, что образы людей и картины жизни здесь едины 164

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=