УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
стях эпохи, о тех знаменательных фактах личной и обществен ной жизни писателя, которые определили пути его как худож ника слова. Идейные искания, закономерности творческого пу ти раскрываются в слове учителя и учебнике на основе обзор ной характеристики тех произведений писателя, которые опре деляют вехи его творчества. На этом этапе работы учитель свое слово использует для того, чтобы яркий рассказ проложил первый след для усвоения обильного и подчас трудного учеб ного материала. Обеспечить сознательное, прочное усвоение содержания учебника и дополнительных разъясняющих и уточняющих сведений лекции учителя — такова цель многооб разных видов работы на уроке и дома. К ним относятся: слу шание рассказа учителя, составление планов, словарная рабо та, подготовка синхронических таблиц, планирование или кон спектирование, внеклассное чтение дополнительной литерату ры и художественных текстов и т. д. Уже на этих занятиях учитель обращается к основному источнику знаний о деятельности писателя — текстам его про изведений. Характеризуя творческий путь писателя, учитель то вовлекает детей в беседу с целью контроля за внеклассным чтением, то пересказывает сам важнейшие эпизоды из текста или цитирует ведущие мысли автора, дает обобщенную оценку .литературным героям и т. п. Однако центральное место в учебных программах по лите ратуре отводится текстуальному изучению литературных про изведений. Так, в восьмом классе из ста тридцати шести часов примерно восемьдесят пять часов отводится на анализ выдаю щихся произведений русской литературы. Более шестидесяти часов на эту же работу отводится в 9 классе и несколько меньше (до 60 часов) —в 10 классе из ста двадцати четырех программных часов. Меньшая часть учебного времени рас ходуется на сообщение биографий, характеристику творче ского пути, обзорные лекции и письмо сочинений. Изучение текстов художественной литературы—,-основа литературного образования учащихся. В процессе его объек том изучения становится текст произведения в единстве идей но-художественных особенностей. Самостоятельность суждений учащихся, глубина их знаний будут в этой работе зависеть в первую очередь от системы классно-домашних видов работы по тексту. Классному анали зу, как правило, предшествует самостоятельное домашнее чте 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=