УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

стях эпохи, о тех знаменательных фактах личной и обществен­ ной жизни писателя, которые определили пути его как худож­ ника слова. Идейные искания, закономерности творческого пу­ ти раскрываются в слове учителя и учебнике на основе обзор­ ной характеристики тех произведений писателя, которые опре­ деляют вехи его творчества. На этом этапе работы учитель свое слово использует для того, чтобы яркий рассказ проложил первый след для усвоения обильного и подчас трудного учеб­ ного материала. Обеспечить сознательное, прочное усвоение содержания учебника и дополнительных разъясняющих и уточняющих сведений лекции учителя — такова цель многооб­ разных видов работы на уроке и дома. К ним относятся: слу­ шание рассказа учителя, составление планов, словарная рабо­ та, подготовка синхронических таблиц, планирование или кон­ спектирование, внеклассное чтение дополнительной литерату­ ры и художественных текстов и т. д. Уже на этих занятиях учитель обращается к основному источнику знаний о деятельности писателя — текстам его про­ изведений. Характеризуя творческий путь писателя, учитель то вовлекает детей в беседу с целью контроля за внеклассным чтением, то пересказывает сам важнейшие эпизоды из текста или цитирует ведущие мысли автора, дает обобщенную оценку .литературным героям и т. п. Однако центральное место в учебных программах по лите­ ратуре отводится текстуальному изучению литературных про­ изведений. Так, в восьмом классе из ста тридцати шести часов примерно восемьдесят пять часов отводится на анализ выдаю­ щихся произведений русской литературы. Более шестидесяти часов на эту же работу отводится в 9 классе и несколько меньше (до 60 часов) —в 10 классе из ста двадцати четырех программных часов. Меньшая часть учебного времени рас­ ходуется на сообщение биографий, характеристику творче­ ского пути, обзорные лекции и письмо сочинений. Изучение текстов художественной литературы—,-основа литературного образования учащихся. В процессе его объек­ том изучения становится текст произведения в единстве идей­ но-художественных особенностей. Самостоятельность суждений учащихся, глубина их знаний будут в этой работе зависеть в первую очередь от системы классно-домашних видов работы по тексту. Классному анали­ зу, как правило, предшествует самостоятельное домашнее чте­ 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=