УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
А. Ф. СЕРГЕИЧЕВА, ст. преподаватель каф. литературы ИЗЛОЖЕНИЯ в СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В 8—9-х КЛАССАХ «Я помню своего гимназического учителя И. В. Сазонтьева, который на своих уроках прочитал нам первую часть «Мерт вых душ» и отрывки из второй. И так прочитал, что мы на всю жизнь запомнили гоголевские образы. Сейчас, через пятьдесят пять лет, они зримо стоят передо мной— стоят именно так, как «поднес» их нам наш учитель, нарушив, может быть, все мето дические правила». Так заканчивает свою статью в «Учительской газете» от 29 сентября 1956 года профессор Черновицкого университета Н. Фатов. Эти строки свидетельствуют о силе влияния художествен ного слова. Но речь здесь идет не только о гоголевском ма стерстве создавать зримые образы, не только о мастерстве чтения, но и о наиболее эффективных способах изучения лите ратурного произведения. Образность художественной литера туры в сочетании с мастерством чтения и комментирования текста учителем производят яркое, неизгладимое впечатление на всякого слушателя, а тем более, на подростка. Урок тем выше в воспитательно-образовательном отноше нии, чем удачнее он, во-первых, оживлен хорошим чтением художественного текста и, во-вторых, чем ярче и образнее речь самого учителя,Имеющего зримо обрисовать героев, зажечь сочувствием сердца слушателей, умеющего силою логики рас суждений донести волновавшую писателя мысль. Особенностью изучения литературы в школе является то, что учащихся питают три источника знаний: текст художест венной литературы, учебник и слово учителя. Из учебника и рассказа учителя дети узнают об особенно 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=