УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Вся басня делится на три части. Исполнитель заранее знает, каким характером обладает Волк, как стонут от него маленькие звери и животные, по­ добные Ягненку, и у него возникает желание предупредить всех маленьких и беззащитных о приближении Волка, о близ­ кой опасности. Такова целенаправленность первой части произведения, включающей в себя мораль басни. Название I части — Мораль; действенная устремлен­ ность: хочу предупредить. Предупреждение исполнителя не дошло до всех: мирный Ягненок не подозревает, что на него готовит нападение бан­ дит. Преступники всегда стремятся оправдать себя, заме­ сти следы злодеяния; поэтому Волк и начинает предъявлять Ягненку неслыханно дерзкие обвинения. Ягненок пытается оправдываться, а ярость и нетерпение Волка нарастают. Название II части — Бандит с большой дороги; дейст­ венная устремленность: осуждение действий Волка и сочув­ ствие Ягненку. Исполнитель должен в этой части раскрыть характеры животных, которые мы выше определили, и особенно ясно, на наш взгляд, в названии части. Главная же задача его со­ стоит не в представлении выведенных характеров, не в по­ казе ярости Волка и страха Ягненка, а в оценке этих харак­ теров. В 3-ю часть входит последняя строка басни: «Сказал — и в темный лес Ягненка поволок». Название III части — Осилил, негодяй!; действенная уст­ ремленность: презираю! Это произведение, конечно, тоже требует логического раз­ бора. И только пс?сле того, как исполнитель почувствует, что ему близки образы произведения, что они вызывают оп­ ределенные эмоции, он может читать произведение вслух и добиваться точности выполнения намеченных задач в звуча­ щем слове. Если предложенный разбор поможет учителю сделать выразительное чтение частью методики его преподавания, то можно с уверенностью сказать, что литература явится в работе такого учителя могучим средством коммунистического воспитания детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=