УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
Вся басня делится на три части. Исполнитель заранее знает, каким характером обладает Волк, как стонут от него маленькие звери и животные, по добные Ягненку, и у него возникает желание предупредить всех маленьких и беззащитных о приближении Волка, о близ кой опасности. Такова целенаправленность первой части произведения, включающей в себя мораль басни. Название I части — Мораль; действенная устремлен ность: хочу предупредить. Предупреждение исполнителя не дошло до всех: мирный Ягненок не подозревает, что на него готовит нападение бан дит. Преступники всегда стремятся оправдать себя, заме сти следы злодеяния; поэтому Волк и начинает предъявлять Ягненку неслыханно дерзкие обвинения. Ягненок пытается оправдываться, а ярость и нетерпение Волка нарастают. Название II части — Бандит с большой дороги; дейст венная устремленность: осуждение действий Волка и сочув ствие Ягненку. Исполнитель должен в этой части раскрыть характеры животных, которые мы выше определили, и особенно ясно, на наш взгляд, в названии части. Главная же задача его со стоит не в представлении выведенных характеров, не в по казе ярости Волка и страха Ягненка, а в оценке этих харак теров. В 3-ю часть входит последняя строка басни: «Сказал — и в темный лес Ягненка поволок». Название III части — Осилил, негодяй!; действенная уст ремленность: презираю! Это произведение, конечно, тоже требует логического раз бора. И только пс?сле того, как исполнитель почувствует, что ему близки образы произведения, что они вызывают оп ределенные эмоции, он может читать произведение вслух и добиваться точности выполнения намеченных задач в звуча щем слове. Если предложенный разбор поможет учителю сделать выразительное чтение частью методики его преподавания, то можно с уверенностью сказать, что литература явится в работе такого учителя могучим средством коммунистического воспитания детей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=