УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

При первом варианте дети вместе с родителями в непринуж­ денной обстановке свободно обсуждают интересующий их во­ прос, высказывают свои мнения. Организуя и всемерно под­ держивая живое обсуждение, родители пи на минуту не вы­ пускают руководство беседой из своих рук. Подросток может увлечься каким-нибудь отдельным фактом из содержания бе­ седы в ущерб рассмотрению главного вопроса. Внимательно следя за высказываниями детьми своих точек зрения, родители одобряют правильные суждения, помогают разобраться в оши­ бочном понимании. Анализ материалов, собранных в семьях, позволил выде­ лить два вида бесед: 1) беседа начинается с обсуждения об­ щего положения, а затем осуществляется переход к частным, конкретным вопросам, 2) беседа начинается с разбора частных вопросов и заканчивается обобщениями и выводами. Нельзя считать один способ лучшим, другой худшим во всех случаях. При выборе надо учитывать содержание вопроса, степень ориентировки в нем со стороны детей, момент рассказывания и т. д. Наибольшую эффективность дает второй способ в тех случаях, когда вопрос является новым, трудным для пони­ мания. При проведении рассказов и бесед большое значение имеет индивидуальный подход к подросткам. В целях его правиль­ ного осуществления необходимо знать интересы, стремления, подготовку каждого. Один скорее и глубже может разобрать­ ся, положим, в вопросе об отношении к труду, другому это дается нелегко; один быстро схватывает главное в рассказе, другому требуется время для продумывания, один легко всту­ пает в беседу и свободно высказывает свои мысли, другой про­ являет застенчивость и т. д. После рассказа, беседы полезно обдумать результаты про­ ведения. Удалось выяснить вопросы, которые рассказчик мо­ жет себе поставить: 1. Какова воспитательная ценность рассказа или беседы? 2. Подходящ ли рассказ для данного возраста? 3. Достаточно ли интересен он (ярки ли образы и события), захватило ли рассказывание подростков? 4. Какие моменты в рассказе или беседе вызвали у слуша­ телей наивысший интерес и почему? 5. Степень внимания и напряжения подростков, в каких случаях и почему они отвлекались. 6. Какие вопросы со стороны детей вызвали рассказ или 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=