УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Название IV части — Победа. Отношение: горжусь сво­ им народом и верю в неиссякаемые творческие возможно­ сти его. Мы считаем, что после такого разбора отрывка, после вы­ деления логических ударений и пауз соответственно произве­ денному разбору легко определятся и выразительные средст­ ва: интонационное звучание, ритм, темп, которые для каждой части будут иными, потому что делить текст на части нас за­ ставила смена отношений, а каждое новое отношение вызы­ вает и новое интонационное звучание и новый ритм, а иног­ да и темп рассказа. Итак, различия в методе анализа для выразительного чтения как прозаического, так и стихотворного произведения не существует. Следует учитывать лишь технику чтения стиха (конец стиха, не совпадающий с концом фразы, требует ко­ роткой паузы и переноса мысли в следующую строку; риф­ мующиеся слова выделяются логическим ударением только в том случае, если этого требует смысл и т. д.) . Попытаемся это доказать на примерном анализе басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок». Голос обездоленного крестьянства врывается в литерату­ ру конца XVIII — начала XIX века, и особенно сильно он звучит в баснях выдающегося русского сатирика И. А. Кры­ лова. С наибольшей яркостью сатирическое дарование И. А. Крылова проявилось именно в баснях, по которым мы можем судить и о его общественно-политических позициях. Несмотря на то, что нас отделяют почти полтора века от творчества Крылова, строки его басен: «у сильного всегда бессильный виноват...»; «избави, бог, и нас от этаких су­ дей...»; «а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь...» — звучат злободневно и в настоящее время по­ могают исправлять уродливые явления нашей действитель­ ности. Много у нас встречается таких фактов, поступков, кото­ рые говорят, что предстоит еще упорная борьба за формиро­ вание сознания человека в духе коммунизма. Есть еще'в на­ шей действительности бюрократы-волки, стремящиеся по­ казать свою «силу и власть» над скромным человеком, кото­ рый своим обычным повседневным трудом строит коммуни­ стическое общество. Поэтому Коммунистическая партия на­ стоятельно обратилась к советским писателям с лозунгом: «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины». Исполнитель, читающий сатирическое художественное 15?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=