УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Таково отношение рассказывающего к событиям в первой части отрывка. Для того, чтобы передать это отношение, рассказ об условиях действия и поведения грузчиков в этих условиях следует передавать реалистически, акцентируя объ­ ективные и внутренние (поведение грузчиков) препятствия на пути к спасению груза; это избавит от ухода в грустные пе­ реживания в связи с описанием «проклятой жизни». Название части — Проклятая жизнь. Отношение читаю­ щего: сомневаюсь в положительном исходе дела. Вторая небольшая часть отрывка начинается словами: «К полуночи доплыли до переката...» Несмотря на то, что Пешков не видит в грузчиках силы, которая могла бы спасти груз в таких условиях (грязь, дождь, ветер, холод), он все-таки заинтересован этими хму­ рыми людьми и где-то в глубине души надеется на положи­ тельный исход дела. Название этой части: Вызов брошен. Отношение: не мо­ жет быть, чтобы не откликнулись. Словами: «И тяжелые, ленивые, мокрые люди начали «по­ казывать работу...»— начинается третья часть отрывка. Перед Пешковым «эти полусонные люди» постепенно на­ чали вырастать в чудо-богатырей, которые способны сделать все на земле. Автор восхищен силой и ловкостью этих людей, совершившимся на его глазах превращением. Неуверен­ ность его теперь исчезает. Название III части — «Чудо». Отношение — превзошли ожидания! Со слов «Я тоже хватал мешки...» начинается четвертая и последняя часть отрывка. Теперь оценка противостоящей людям в этом труде сти­ хии нужна Пешкову для того, чтобы еще ярче раскрыть не­ иссякаемую силу грузчиков. Его самого захватывает сила че­ ловеческого духа, вовлекает в этот кипучий водоворот «де­ лания». И для него тяжелые тюки становятся легкими, и он уже готов «прожить всю жизнь в этом полубезумном востор­ ге делания». Пешков гордится и любуется силой и трудом этих людей. Он, как и все окружающие его люди, не слышит возгласа «Шабаш!»: «ничто не может противостоять» силе человеческого духа. Хмурые «полуголые», «мокрые» люди одержали победу над сомнениями Пешкова, они заставили его поверить в свои силы, заставили его «понять, какими мо­ гучими силами богата человеческая земля». 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=