УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Так дорезала I Осень черная. III ' Знать во время сна, I К безоружному I ■Силы J вражние I Понахлынули. III С богатырских плен I Сняли голову — II Не большой горой, 1 А соломинкой... III После такого разбора необходимо еще неоднократно прочитать стихотворение, сжиться .с текстом, сделать его действительно своим, ярко представить этот погибший осен­ ний .Пес, увидеть его роскошным и сильным в былые време­ на, добиться того, чтобы отношение читающего, действенная устремленность вызвали подлинное переживание, которое происходит в людях в момент гибели горячо любимого ими человека. Читающему необходимо помнить, что действенная уст­ ремленность исполнителя дойдет до слушателей только тог­ да, когда все части будут взаимно связаны, будут вытекать друг из друга, что создаст единую линию действия в произ­ ведении. Эта единая линия действия и дает возможность действенной устремленности исполнителя пройти через все произведение. Если части не будут связаны друг с другом, то у слушате­ ля создастся впечатление раздробленности, перед ним пред­ станет не целое произведение, а несколько маленьких само­ стоятельных произведений. Мы уже сказали, что метод работы над произведением в выразительном чтении одинаков как для стихов, так и для прозы. Подтвердим это примером: разберем отрывок «Раз­ грузка баржи» из произведения А. М. Горького «Мои универ­ ситеты». А. М. Горький всю свою сознательную жизнь провел в труде и стремлении рассмотреть, где он живет и что за народ вокруг него находится, как он сам об этом говорил. Много и часто, вдохновенно и преданно слагал Горький гимны своему народу, его великим подвигам в истории, его стойкости и творческим силам. В каждом произведении Горького чувствуется вера в си­ лы русского народа, вера в будущее России. III часть. Название — убийцы. Действенная устремлен­ ность: узнаю ненавистных убийц. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=