УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
Так дорезала I Осень черная. III ' Знать во время сна, I К безоружному I ■Силы J вражние I Понахлынули. III С богатырских плен I Сняли голову — II Не большой горой, 1 А соломинкой... III После такого разбора необходимо еще неоднократно прочитать стихотворение, сжиться .с текстом, сделать его действительно своим, ярко представить этот погибший осен ний .Пес, увидеть его роскошным и сильным в былые време на, добиться того, чтобы отношение читающего, действенная устремленность вызвали подлинное переживание, которое происходит в людях в момент гибели горячо любимого ими человека. Читающему необходимо помнить, что действенная уст ремленность исполнителя дойдет до слушателей только тог да, когда все части будут взаимно связаны, будут вытекать друг из друга, что создаст единую линию действия в произ ведении. Эта единая линия действия и дает возможность действенной устремленности исполнителя пройти через все произведение. Если части не будут связаны друг с другом, то у слушате ля создастся впечатление раздробленности, перед ним пред станет не целое произведение, а несколько маленьких само стоятельных произведений. Мы уже сказали, что метод работы над произведением в выразительном чтении одинаков как для стихов, так и для прозы. Подтвердим это примером: разберем отрывок «Раз грузка баржи» из произведения А. М. Горького «Мои универ ситеты». А. М. Горький всю свою сознательную жизнь провел в труде и стремлении рассмотреть, где он живет и что за народ вокруг него находится, как он сам об этом говорил. Много и часто, вдохновенно и преданно слагал Горький гимны своему народу, его великим подвигам в истории, его стойкости и творческим силам. В каждом произведении Горького чувствуется вера в си лы русского народа, вера в будущее России. III часть. Название — убийцы. Действенная устремлен ность: узнаю ненавистных убийц. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=