УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Читающий не может примириться с гибелью великана. Каким был этот богатырь в недавнем прошлом? Ему не страшны были ни гром, ни буря, ни молнии; его речи были похожи на песни соловья: жизнь была полна битв и радостных побед; в нем чувствовалась мощь и царственное величие. Название второй части — Богатырь. Действенная устрем­ ленность второй части — отрицаю гибель Леса, вспоминаю Богатыря. Со слов: Где же теперь твоя , Мочь зеленая? — начинается как бы вступление к третьей части. Повторяется уже прозвучавшая тема. Снова рисуется картина погибшего осеннего Леса. И снова исполнитель стремится понять, как же произошла эта гибель и все-таки не может поверить в нее. Но в конце концов он вынужден признать гибель Леса. И больше того — видит виновников этой гибели. Словами: Так-то, темный лес, Богатырь-Бова! начинается раскрытие основной темы третьей части. Кто же осмелился занести меч? Здесь-то и раскрывается подлинно богатырская борьба Леса с черной осенью своего времени. Не летняя гроза обо­ жгла его «огнем-молнией»—дорезали холодные ночи, туман­ ные зори, они жульнически подкрались к «безоружному» спящему Лесу. Название части — убийцы. Действенная устремленность этой части — узнаю ненавистных убийц. Читающий не может относиться без ненависти к тому, что погубило Богатыря, но в силу ограниченности кассового мировоззрения автора ненависть в произведении звучит неярко. Этим разбором в подготовке произведения к выразитель­ ному чтению ограничиться нельзя. Мы еще не разобрали текста стихотворения по логике речи. Вслед за указанной ра­ ботой мы и производим тщательный логический разбор тек­ ста: отыскиваем логические ударения и логические паузы. Нельзя сказать, что до этого этапа работы мы совершен­ но не коснулись логического строя, логической перспективы (последовательности) этого стихотворения. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=