УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

неверие в его гибель, непонимание случившегося и, в связи с этим, стремление осознать причину гибели. Стихотворение будет читаться «как бы от себя». Это я, читающий, глубоко и преданно любил Пушкина и в настоящий момент чрезвычайно взволнован его гибелью, не могу поверить в нее и ищу виновников гибели. Чем больше мы любим Лес, тем труднее нам поверить в его гибель, тем острее желание узнать ненавистных убийц — в этом' конфликт стихотворения. Определение действенной устремленности обусловлено всегда имеющимся в произведе­ нии конфликтом. Конфликт — это не обязательно столкнове­ ние в событиях, в отношениях героев: это могут быть противо­ речия и в переживаниях человека, в его отношениях к'действи­ тельности. Тема осознания виновников гибели будет у нас основной действенной устремленностью, которую мы выразим словами: хочу узнать ненавистных убийц При работе над стихотворением и при чтении его об основной действенной устремленности забывать нельзя; в ее правоте мы должны убедить слушателя. Отыскивая в природе образ, напоминающий о гибели вели­ кого человека, Кольцов остановился на картине осеннего уми­ рающего Леса. Голые деревья, колеблемые ветром; не слышно песен в лесу; листья опали и, как мертвый прах, носятся по ветру. Читающий никак не может поверить, что нет горячо люби­ мого Леса, но все окружающее старается убедить его в гибели. Такова первая часть стихотворения, кончающаяся словами: Плащ упал к ногам И рассыпался.. . Ты стоишь—'ПОНИК И не ратуешь. Название части — неожиданная гибель. Действенная уст­ ремленность части — хочу осознать, понять случившееся. Исполнитель ошеломлен ужасным видом погибшего Леса, ему йе понятно, как мог погибнуть этот «Бова-силач», отсюда и действенная устремленность: хочу понять случившееся. В чтении этой первой части стихотворения не должно быть грустной констатации, как это обыкновенно делают: вся часть должна быть проникнута встревоженным стремлением читаю­ щего осознать, понять, как могло произойти случившееся. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=