УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

правленность, убедительность фактами, вторая серия— при со­ блюдении первого, второго и третьего требований, третья — при соблюдении первого, второго, третьего и четвертого требо­ ваний и т. д. Наилучшими рассказами по отзывам классных руководите­ лей и студентов, присутствовавших при проведении рассказов различных серий, оказались рассказы шестой серии. Вот от­ зыв на рассказы фрезеровщицы Тульского оружейного завода В. П. Лазутиной: «Первый рассказ о своей жизни раньше и теперь,— сооб­ щает классный руководитель,— был построен целенаправлен­ но. Валентина Павловна старалась внушить дочери Вале, уче­ нице 6-го класса, что ее жизнь теперь не поддается никакому сравнению с прошлой. В настоящее время она живет намного лучше, чем прежде. В доказательство она привела несколько ярких фактов. Но рассказ был непоследовательным. Рассказ­ чица часто «перебрасывалась» от одного воспоминания к дру­ гому. Эти «переброски» нарушали логический путь изложения. Последующие рассказы о работе на производстве были луч­ шими по сравнению с первым, так как т. Лазутина, после мо­ ей беседы с ней, учла необходимость систематического изло­ жения своих мыслей и применения других методических пра­ вил. Самым лучшим оказался тот рассказ, в котором Вален­ тина Павловна постаралась по возможности соблюсти все методические требования». Посмотрим второй отзыв о рассказах в семье Богородиц­ ких. «Первый рассказ отчима дочери о тяжелой жизни татар­ ской бедноты в прошлом (отец татарин),— говорит классный руководитель,—страдал, многими недостатками. В нем не чув­ ствовалось последовательности, не было динамичности, занима­ тельности, язык был тяжелым. Перед каждым новым расска­ зом я его инструктировала. Рассказы с каждым разом качест­ венно улучшались. И когда он стал применять почти все мето­ дические требования, рассказы стали очень хорошими. Оказы­ вается, можно добиться, что в семьях будут хорошие расска­ зы». Можно было бы привести еще много положительных оце­ нок рассказам, выполненным с соблюдением методических тре­ бований. Кроме рассказов, в семьях проводятся беседы, которые яв­ ляются или самостоятельными, или, в сочетании с рассказами. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=