УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Слово в выразительном чтении должно звучать четко, ясно, без дикционных Дефектов. Эту четкость обеспечивает работа по выработке нужной дикции. Если в речи есть дик- ционные недостатки, то о подлинной выразительности не мо­ жет быть и речи. Само слово в произведении художественной литературы образно, но нельзя живописать словом в отрыве от действен­ ной устремленности, в отрыве от всего текста и фразы вооб­ ще. Слово всегда выражает мысль, чувство и поэтому долж­ но звучать точно, конкретно, просто. Этого требует от нас принцип социалистического реализма в искусстве. Читая учащимся произведения Тютчева, Блока, не сле­ дует допускать в звучании излишней красивости, какой-то таинственности, читать чуть ли не шепотом, высокопарно, напыщенно. В звучании слова всегда нужно стремиться к наибольшей простоте. Современный пафос звучания слова — это наибольшая убежденность, устремленность, страстность. В связи с вопросом о звучании слова нам могут заметить, что Тютчев и Блок — это не Маяковский, у них есть свой стиль и в выразительном чтении необходимо сохранить эти стилистические особенности. Да, жанр произведения и стиль автора налагают свой от­ печаток на выразительное чтение, и все особенности стиля и жанра слушатели должны почувствовать, их надо донести до слушателя: жизнеутверждающий оптимизм Пушкина в его лирике, «железный стих, облитый горечью и злостью» в по­ эзии Лермонтова, острое социальное звучание (разговор на актуальнейшие темы действительности) в творчестве Мая­ ковского и т. д. . В звучащем сдове выразительного чтения очень важно, чтобы текст произносился не заученно, а как бы рождался в момент чтения, «импровизировался». Такое рассказывание основывается на припоминании виденного, на оценке виден­ ного, т. е. на выявлении своего отношения к Зтому виденно­ му и на передаче своих видений слушателям. Когда слова текста читающий произносит как свои соб­ ственные, рожденные его мыслью, тогда он чувствует себя уверенно. Импровизация — наиболее трудно осваиваемое качество чтения, но оно придает произведению наибольшую жизнен­ ность и правдивость. Предложенный в статье анализ текста для выразительно­ 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=