УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
нудно, монотонно, чтение приобретет необходимую вырази тельность. Только нужно подыскать «увлекательные, волнующие за дачи, которые способны возбудить процесс подлинного пере живания» После такой работы над произведением мы приступаем к разбору текста по логике речи, т. е. к выделению логических ударений и логических пауз в каждой фразе. Почему мы про водим эту работу после указанного разбора произведения? Правильно обозначить логические ударения и логические паузы в читаемом произведении можно лишь тогда, когда произведение тщательно изучено. Расстановка логических ударений может зависеть от от ношения читающего к произведению. Иногда отношение чи тающего к произведению заставляет отступить от правил расстановки логических ударений. Так, во фразе: — «Обни мать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею»2—ес ли бы мы не разбирали отрывка, то основное логическое уда рение могло бы падать на слова «зверей» и «в работе». Но когда читающий изучил отрывок, определил свое отношение к нему, он логические ударения сделает не на этих словах, а на словах «обнимать и целовать» и «умных и ловких». То же самое может произойти и во фразе «Хрустнул проломан ный Крыма хребет» 3, где можно поставить главное логиче ское ударение на слове «Крыма». Но, до конца поняв стихо творение Маяковского «Десятилетняя песня», изучив обста новку, которая сопутствует описанным событиям, выявив свое отношение к этим происходящим событиям, мы главное логическое ударение поставим на слове «хрустнул». Эти примеры говорят нам о том, что в работе над произ ведением логический разбор следует производить после тща тельного изучения произведения. После логического разбора текста можно считать завер шенной всю предварительную работу для выразительного чтения и читающему можно перейти к воплощению действен ной устремленности в звучащем слове. 1 К. С. Станиславский, «Работа актера над собой», М. Из-во «Искус ство», 1951 г., ч. 1, стр. 169. 2 М. Горький «Разгрузка баржи», отрывок из произведения «Мои университеты» (хрестоматия для VI класса, Учпедгиз, стр. 404). 3 Маяковский «Десятилетняя песня» (Избранное, «Молодая гвардия», 1951 г., стр. 264). 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=