УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

нудно, монотонно, чтение приобретет необходимую вырази­ тельность. Только нужно подыскать «увлекательные, волнующие за­ дачи, которые способны возбудить процесс подлинного пере­ живания» После такой работы над произведением мы приступаем к разбору текста по логике речи, т. е. к выделению логических ударений и логических пауз в каждой фразе. Почему мы про­ водим эту работу после указанного разбора произведения? Правильно обозначить логические ударения и логические паузы в читаемом произведении можно лишь тогда, когда произведение тщательно изучено. Расстановка логических ударений может зависеть от от­ ношения читающего к произведению. Иногда отношение чи­ тающего к произведению заставляет отступить от правил расстановки логических ударений. Так, во фразе: — «Обни­ мать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею»2—ес ли бы мы не разбирали отрывка, то основное логическое уда­ рение могло бы падать на слова «зверей» и «в работе». Но когда читающий изучил отрывок, определил свое отношение к нему, он логические ударения сделает не на этих словах, а на словах «обнимать и целовать» и «умных и ловких». То же самое может произойти и во фразе «Хрустнул проломан­ ный Крыма хребет» 3, где можно поставить главное логиче­ ское ударение на слове «Крыма». Но, до конца поняв стихо­ творение Маяковского «Десятилетняя песня», изучив обста­ новку, которая сопутствует описанным событиям, выявив свое отношение к этим происходящим событиям, мы главное логическое ударение поставим на слове «хрустнул». Эти примеры говорят нам о том, что в работе над произ­ ведением логический разбор следует производить после тща­ тельного изучения произведения. После логического разбора текста можно считать завер­ шенной всю предварительную работу для выразительного чтения и читающему можно перейти к воплощению действен­ ной устремленности в звучащем слове. 1 К. С. Станиславский, «Работа актера над собой», М. Из-во «Искус ство», 1951 г., ч. 1, стр. 169. 2 М. Горький «Разгрузка баржи», отрывок из произведения «Мои университеты» (хрестоматия для VI класса, Учпедгиз, стр. 404). 3 Маяковский «Десятилетняя песня» (Избранное, «Молодая гвардия», 1951 г., стр. 264). 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=