УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
щему легче было убедить слушателей, чтобы добиться боль шей выразительности. Каждая часть содержит свою цель, свою мысль, подчи ненную действенной устремленности исполнителя. Части — это отдельные звенья единой цепи, т. е. действенной устрем ленности. Несмотря на то, что каждая часть имеет самостоя тельное значение, она должна находиться во взаимосвязи с другими частями. Для раскрытия действенной устремленности и для выра жения сущности той или иной части произведения, необхо димо подыскать заглавие части, которое раскрывало бы все содержание ее. Название части должно выражать сущность ее. Это название выражается, как правило, существительным с относящимся к нему определением. Если мы возьмем для разбора отрывок «Казнь Остапа» из повести Гоголя «Тарас Бульба», то первую часть отрывка можем назвать — «Любопытные зрители», а вторую часть— «Богатыри» и т. д. Но для того, чтобы правдиво и глубоко выразить дейст венную устремленность, мало подыскать заглавие, название для каждой части. Необходимо определить действенную ус тремленность каждой части, т. е. отношение читающего к ге роям и событиям в целом ряде случаев, и это должно вскры вать действенную устремленность всего произведения. Действенная устремленность части, как и всего произве дения, должна выражаться большей частью действенным глаголом: хочу понять, восторжествовать, приветствовать, призвать и т. д. Нам могут возразить: «Зачем делить произведение на ча сти и находить к ним отношение, когда можно определить отношение для слова, для фразы?» Если произведение разбирается по слову, по строке, по фразе, т. е. для каждой указанной единицы устанавливается отношение читающего, то это ведет к игре словами, к рас крашиванию слов, к тому, что смысл, идея произведения, действенная устремленность не дойдут до слушателя. За мелким слушатель не увидит большого, главного, и цель, ра ди которой читалось произведение, не убедит слушателя. Следует идти от общего к частному — тогда идея зазвучит более четко и ясно. Если правильно определена действенная устремленность всего произведения и отдельных частей его, то в голосе по явятся нужные интонации, произведение не будет звучать 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=