УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»—пример художест­ венного текста, подготовленного для чтения «от действующего лица». Читающий должен изучить психологию действующего ли­ ца, понять его взгляды, егоотношение к остальным действую­ щим лицам и событиям. Это отношение действующего лица к героям и событиям рассказа читающий и обязан передать слу­ шателям. После того, когда мы определим, от кого же должно чи­ таться произведение, еще раз прочитываем и смотрим на него уже глазами того, от кого оно должно читаться. И следующим этапом в работе над произведением яв­ ляется определение действенной устремленности чтения. Дей­ ственная устремленность должна пронизывать все произве­ дение: это идея произведения в действии, в развитии, это цель читающего, которая должна привести слушателей к определенному выводу. Для примера возьмем стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Идею этого стихотворения кратко можно выразить словами: «Темные силы не сломят нас!» Но эта идея не должна быть статичной. Мы этой идеей убедим слу­ шателей только тогда, когда она на протяжении всего произ­ ведения будет развиваться. А мы знаем, что идея в разви­ тии — действенная устремленность читающего. Действенную устремленность стихотворения Пушкина «Зимний вечер» мы определим словами: «Хочу побороть тоску». Все слова данного стихотворения направлены к этой цели. Рассказ о буре должен читаться не в плане покорности разбушевавшейся стихии, усугубляющей тоску и одиночество поэта, а в плане сопротивления этому чувству. Действенная устремленность всегда должна выражать цель, желание, стремление читающего. Без определения действенной устремленности, без точной цели, которую мы себе ставим, выразительно прочитать произведение невоз­ можно. «Человек в каждый момент своей жизни чего-нибудь хо­ чет, к чему-нибудь стремится, что-нибудь побеждает» Когда определена действенная устремленность, произво­ дится разбивка произведения на части соответственно разви­ тию идеи произведения. Это делается для того, чтобы читаю­ 1 К. С. Станиславский. «Работа актера над собой», М., изд. «Искус­ ство», 1951 г., ч. 1, стр. 167. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=