УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
многократного чтения произведения про себя. Такое чтение помогает разобраться в произведении, определить его компози ционное построение, выявить тему, идею, образы; представить, увидеть все то, о чем говорится в произведении; определить время, когда происходят события. Определение времени имеет очень большое значение для характера чтения. Читающему важно знать, как о событии следует говорить: как о давно прошедшем или как о только что случившемся, так как этим часто определяется стиль ис полнения (по-разному в интонационно-методическом плане передаются, с одной стороны, воспоминание и, с другой сто- ронй 1 , событие, только что случившееся и потому более остро волнующее). Подготовляя произведение для чтения, хорошо привлекать подсобный материал: критический, мемуарный, переписку ав тора и т. д. Весь этот подсобный материал помогает глубже вникнуть в сущность произведения и определить его идею. Следующим этапом в работе является определение специ фики вживания в текст: от кого же будет читаться произве дение? Произведение может читаться «как бы от себя» и от действующего лица, которое фигурирует в произведении. При чтении «как бы от себя» мы настолько сживаемся с мыслями автора и с обстоятельствами, в которые он попадает, что как бы делаем их своими. При таком виде выразительного чтения мы считаем, что в данном случае говорит не Пушкин, не Мая ковский, не Симонов, а говорю я, читающий, попавший в под готовленные автором обстоятельства. Если мы рассмотрим произведение В. Маяковского «Стихи о советском паспорте» с точки зрения выбора специфики чте ния, то определим, что это стихотворение нужно читать «как бы от себя». Это я, читающий, переполнен чувством любви к родине и готов отдать за нее жизнь. «Как бы от себя» читаются большей частью произведения, которые раскрывают перед нами мысли, переживания автора, ту обстановку и обстоятельства, в которых он находился, то есть в первую очередь лирические произведения. Если произведение читается «от действующего лица», то читающий раскрывает перед слушателем не свое отношение к происходящим в произведении событиям, а отношение дей ствующего лица этого произведения. От «действующего лица» читаются те произведения, в которых рассказ ведется от лица героя этого произведения. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=