УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

же как и в жизни, слово в выразительном чтении является средством общения. Отсутствие общения исключает слуша­ теля как собеседника, и, следовательно, лишает слово его действенного значения. Слушающая аудитория является как бы безмолвным парт­ нером исполнителя. И слушатели только тогда поймут читаю­ щего, когда почувствуют его стремление поделиться с ними той мыслью, которая его взволновала. Это стремление испол­ нителя сделает его чтение живым, активным. Такая активность, стремление убедить слушателя избавит читающего и от лож­ ного пафоса, и от сентиментальности, и декламационности. Многие могут сделать нам замечание, что общение возни­ кает само собой, что о нем в выразительном чтении заботиться не следует. Но такое замечание несправедливо. Очень многие преподаватели с большим педагогическим опытом, объясняя теоретический материал, прекрасно, убеди­ тельно доносят мысль: они выполняют функцию общения под­ сознательно. Но как только этот же преподаватель переходит к выразительному чтению, особенно стихов, общение со слу­ шателем у него исчезает, он уже не стремится поделиться своими мыслями и чувствами со слушателями: слова у него сыплются впустую, и он не задумывается над тем, что и для чего читает. Выразительные средства находятся и определяются в ре­ зультате тщательной работы над произведением: читающий должен хорошо знать автора, эпоху, наконец, всесторонне изу­ чить произведение и точно определить его идею. Всестороннее изучение читаемого произведения и всего творчества писателя в целом дает возможность верно понять и прочувствовать излагаемые события и сжиться с образами произведения. Это изучение помогает также освоению текста: для того, чтобы действительно выразительно прочитать произведение, текст того или другого автора должен стать своим, т. е. не должно быть ни одного неясного места. Мало того, предельно понятная мысль произведения как бы окружается мыслями исполнителя, рожденными содержанием произведения. В процессе «присвоения» текста огромную роль играет фан­ тазия и умение видеть созданные автором образы. Теперь, когда рассмотрена специфика выразительного чте­ ния, нужно установить, в какой же последовательности идет работа над произведением. Мы начинаем ее с вдумчивого- 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=