УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

тонации мы узнаем характер речи, ее индивидуальные особен­ ности. Нужно запомнить, что интонация определяется понима­ нием читаемого текста, она зависит от оценки содержания ис­ полнителем. Искусству пользоваться интонацией нельзя нау­ чить, можно лишь указать пути, которыми ее искать, а путь один—глубокое изучение произведения и определение отноше­ ния к нему. «Чувство радости, печали, отвращения, ненависти, восхи­ щения, любви, если они действительно есть у говорящего, най­ дут нужные интонации и тембр голоса. В таких случаях чело­ век не-может говорить монотонно». *) Следовательно, специально говорить об интонации не сле­ дует, так как это выразительное средство приходит само собой в зависимости от понимания смысла произведения и определе­ ния действенной устремленности его. Многие исполнители, разбирая произведение, прежде всего определяют, что произведение читается таким-то тоном, что голос на таком-то слове повышается, а на таком-то пони- жается. , Такой подход к разбору произведения в выразительном чте­ нии порочен: он формален. Подобный разбор сосредоточивает внимание читающего не на донесении мысли, а на формаль­ ных сторонах чтения, уводящих от основной цели чтения того или иного произведения. Интонационное звучание произведения должно быть жиз­ ненным, правдивым, а не заранее размеченным. То же нужно сказать о темпе, о степени быстроты, с какой! читается произведение, и о ритме: они также вытекают из со­ держания произведения-, цели его чтения и изменяются в за­ висимости от идейно-эмоционального содержания отдельных частей произведения. Если читающий все представляет конкретно,'ярко видит нужное в читаемом произведении, если он точно знает, для че­ го он читает произведение (действенная устремленность), то у него обязательно возникает желание поделиться всем накоп­ ленным со слушателем, т. е. возникает чувство общения. Так■ 1 Г. К. Бочаров. «Живое слово преподавателя литературы 5— ■7 классов», изд. Акад. пед. наук, М.—Л., 1947 г., стр. 44. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=