УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
тонации мы узнаем характер речи, ее индивидуальные особен ности. Нужно запомнить, что интонация определяется понима нием читаемого текста, она зависит от оценки содержания ис полнителем. Искусству пользоваться интонацией нельзя нау чить, можно лишь указать пути, которыми ее искать, а путь один—глубокое изучение произведения и определение отноше ния к нему. «Чувство радости, печали, отвращения, ненависти, восхи щения, любви, если они действительно есть у говорящего, най дут нужные интонации и тембр голоса. В таких случаях чело век не-может говорить монотонно». *) Следовательно, специально говорить об интонации не сле дует, так как это выразительное средство приходит само собой в зависимости от понимания смысла произведения и определе ния действенной устремленности его. Многие исполнители, разбирая произведение, прежде всего определяют, что произведение читается таким-то тоном, что голос на таком-то слове повышается, а на таком-то пони- жается. , Такой подход к разбору произведения в выразительном чте нии порочен: он формален. Подобный разбор сосредоточивает внимание читающего не на донесении мысли, а на формаль ных сторонах чтения, уводящих от основной цели чтения того или иного произведения. Интонационное звучание произведения должно быть жиз ненным, правдивым, а не заранее размеченным. То же нужно сказать о темпе, о степени быстроты, с какой! читается произведение, и о ритме: они также вытекают из со держания произведения-, цели его чтения и изменяются в за висимости от идейно-эмоционального содержания отдельных частей произведения. Если читающий все представляет конкретно,'ярко видит нужное в читаемом произведении, если он точно знает, для че го он читает произведение (действенная устремленность), то у него обязательно возникает желание поделиться всем накоп ленным со слушателем, т. е. возникает чувство общения. Так■ 1 Г. К. Бочаров. «Живое слово преподавателя литературы 5— ■7 классов», изд. Акад. пед. наук, М.—Л., 1947 г., стр. 44. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=