УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

чтобы оживить чтение, передать специфику речи действующе­ го лица (как бы от образа), но воспроизводить ее следует со своей оценкой. При таком подходе к донесению речи дейст­ вующего лица читающий не становится в позу этого героя, не изображает его, не развлекает слушателей—он пересказывает с ярким выражением своего отношения то, что говорит это действующее лицо, сосредоточенно и убежденно доносит свое отношение к произведению. Изображать действующих лиц, представлять их в вырази­ тельном чтении—значит увести слушателей от главного, от идеи произведения. Выразительное чтение не допускает пере­ воплощения в образ. «Декламация всегда должна сохранять единство повествования, так как все особенности речи персо­ нажей подчинены речи повествователя, представляя собой своеобразные «цитаты», которые рассказчик как бы приводит из речи персонажей. Фраза действующего лица в произведе­ нии должна быть связана с отношением к нему самого повест­ вователя, а в чтении—декламатора».1) Учитель русского языка и литературы заинтересован в том, чтобы учащиеся после его чтения усвоили ходержание произ­ ведения, осознали бы его идею, поняли бы взаимоотношения действующих лиц и почувствовали бы отношение автора и вместе с тем читающего к этим действующим лицам, к их по­ ступкам. Действенной устремленностью определяются и вырази­ тельные средства чтения: интонация, темп и степень внутрен­ ней напряженности, или ритм. Интонация—мелодический рисунок речи, выражающий чувства, отношения говорящего к предмету речи. Интонация должна всегда подчеркивать то, чего хочет читающий. Чувст­ ва, намерения и настроения читающего выражаются в интона­ циях человеческого голоса. Интонация—общее понятие, вклю­ чающее в себя и тембр и тон. В подготовке к выразительному чтению произведения нель­ зя интонацию искать во вне: ее нужно искать в самом тексте произведения, она явится сама, если будет глубоко изучено произведение и правильно определена действенная устремлен­ ность. Интонация индивидуальна для каждого человека. По ин­ 1 Л. И. Тимофеев. «Проблемы теории литературы», Учпедгиз, 1955 г.. стр. 97. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=