УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

то, что увидите, описывайте как можно полнее, глубже, яр­ че»,—пишет К- С. Станиславский.1) Видения и отношения или оценка содержания произведения (поступков, событий) делают чтение наиболее осмысленным, убедительным и эмоциональным. Читающий определяет и выявляет в чтении свое отношение к героям произведения, их поступкам, к событиям: например, к Олегу Кошевому, смело стоящему перед фельдкомендантом Клером, к Тарасу Бульбе, гибнущему на костре за дело своей отчизны, к злобному, сытому лицу врага, которое дает нам К- Симонов в стихотворении «Митинг в Канаде». Читающий в соответствии с содержанием произведения обязан гордиться поступками героев, доказывать что-то, увле­ кать слушающего красотами природы, порицать действия вра­ га и т. п. В читаемом произведении не должно быть пустых, мимолетных слов. Это отношение читающего к содержанию произведения мы назовем действенной устремленностью. Действенная устрем­ ленность возникает в результате понимания основной мысли произведения, оценки ее с позиций марксистско-ленинской теории и представляет собой основную цель, ради которой читается произведение. Например, такой целью в стихотво­ рении Симонова «Митинг в Канаде» будет утверждение непо­ бедимости сил народа, борющегося за мир. Ясное определение действенной устремленности помогает вызвать в себе ту или другую эмоцию (чувство), определить темп, найти верное интонационное звучание. Исполнители очень любят определять цель своего чтения отвлеченно: рассказать, показать, передать, нарисовать. На­ пример, «хочу показать красоту зимнего утра». Рассказываем мы все произведение от первой до последней строчки, но нам важно определить для выявления действенной устремленности, как мы рассказываем: гордясь, доказывая, высмеивая, пори­ цая, утверждая и т. д. Очень часто задают вопрос: «Как нужно читать прямую речь какого-нибудь действующего лица: также со своей оцен­ кой или изображая это действующее лицо?» Речь героев произведения должна быть подчинена дейст­ венной устремленности исполнителя. Читая, можно и нужно, 1 Ежегодник Мхата за 1946 г., К. С. Станиславский—«Речь на сцене», стр. 208. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=