УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

слушателей с их интересами и запросами, учел место, обста­ новку и время рассказывания. Подготовленный таким образом рассказ оказался для под­ ростков очень интересным. Большое значение имеет начало рассказа. Оно может быть связано: 1) с воспоминанием виденного, 2) с наблюдениями происходящего, 3) с чтением газет, книг или слушанием пере­ дач по радио, 4) с использованием художественного образа из литературы, 5) с обзором картины, 6) с ярким, неожиданным сравнением и т. д. Значительное количество рассказов в связи с чтением книг, газет или слушанием передач по радио показывает культурный рост советских семей, развитие интересов родителей к вопросам внутреннего и международного положения нашей страны. Очень интересным по своему построению бывает начало рас­ сказа с яркого неожиданного сравнения, которое позволяет быстро установить с детьми контакт. «Представьте себе, — начал рассказ один отец, обращаясь к юным слушателям:—вы оказались в глухом лесу. Вам нуж­ но выйти, но никак не удается. Лес сдавил вас со всех сторон, как будто клещами. От истощения и безнадежности у вас мо­ крые щеки от слез. Надвинулись страшные минуты... И вдруг вы слышите совсем близко разговор людей. Они подходят к вам, улыбаются, дают есть. При помощи их вы выходите на дорогу и попадаете в Совершенно новый счастливый край. Вот на такое положение похожа моя жизнь в прошлом и на­ стоящем». На основе анализа педагогических наблюдений за проведе­ нием лучших рассказов в семьях мы пришли к выводам о тре­ бованиях к ним. Они следующие: 1) целенаправленность, 2) убедительность фактами, 3) систематичность и последова­ тельность в изложении, 4) динамичность и эмоциональность, 5) ясность изложения, 6) яркость речи, 7) занимательность и др. После того, как требования были сформулированы, мы ре­ шили экспериментальным путем проверить их правильность. Для этого индивидуально познакомили родителей с этими тре­ бованиями и просили их в ближайшие дни провести рассказы в семье. Присутствуя на них, мы видели, как количественное и качественное выполнение методических требований решало успех дела. Первая серия рассказов проведена при выполнении наиболее выраженных первом и втором требовании: целена­ 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=