УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Не уделяя особого внимания выразительному чтению на уроках языка и литературы, учитель тем самым обедняет эти уроки и ослабляет силу воздействия их на ученика. Бесстраст­ ная, невыразительная речь, в которую преподаватель ничего не вкладывает, не старается вызвать симпатии или антипатии к поведению отдельных героев, не может убедить, взволно­ вать, а следовательно, и раскрыть произведение во всей глуби­ не его идейных и художественных особенностей. Конечно, выразительность речи, выразительность чтения вырабатывается учителем не сразу. Этим первостепенным ка­ чеством он должен упорно овладевать с самого началу подго­ товки себя к педагогической деятельности. Каждый учитель должен уметь не только логически пра­ вильно, грамотно прочитать с листа или наизусть любое про­ изведение, будь то проза или стихи, но и прочитать произведе­ ние выразительно, т. е. возбудить у учащихся те мысли, чувст­ ва, которыми наполнил, окрылил текст произведения автор. Н. В. Гоголь писал, что «только искусное чтение может ус­ тановить о поэтах ясное понятие; прочесть как следует произ­ ведение лирическое—вовсе не безделица: для этого нужно его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощуще­ ние, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувст­ вовать всякое слово его...»1) Итак, значение выразительного чтения для учителя состо­ ит, во-первых, в том, что оно содействует полному и глубокому пониманию произведения художественной литературы и, сле­ довательно, является средством воспитания коммунистическо­ го мировоззрения;, во-вторых, оно является средством эстети­ ческого воспитания учащихся на уроках в школе. Но на уроках выразительное чтение не должно быть само­ целью: оно является -одним из видов работы по анализу худо­ жественного произведения, и учитель обязан овладеть им. Прежде всего следует определить, какое чтение мы назы­ ваем выразительным. Для того, чтобы чтение было действительно выразитель­ ным, необходимо понять произведение и при помощи вырази­ тельных средств, в наиболее убедительной форме донести идею произведения и его содержание до слушателей. Основная за­ 1 Н. В. Гоголь. «Чтение русских поэтов перед публикой», т. 6, ГИХЛ, Москва, 1950 г., стр. 124. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=