УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

широкого использования народно-поэтического творчества на­ родов Кавказа и проникнута освободительными идеями. На этих примерах учитель подводит учащихся к пониманию взаимовлияния передовой русской культуры и культуры на­ родов России. Учитель заканчивает изучение всей темы разъяснением вклада передовой русской культуры в мировую культуру. По глубине и яркости выражения освободительных идей и по своим высоким художественным качествам русская литера­ тура и искусство имеют мировое значение. Произведения ве­ ликих писателей первой половины XIX века, музыка Глинки, деятельность Малого театра, русские научные и технические открытия явились ценнейшим вкладом в мировую культуру. В свою очередь передовая русская культура критически осваива­ ла достижения мировой культуры. Разъясняя домашнее задание на описанном выше уроке, учитель предлагает учащимся, используя учебник русской ли­ тературы для 9-го класса, дать анализ содержания разобран­ ных картин Брюллова, Венецианова и Федотова и объяснить идейный смысл каждой из них. Ученики должны также запом­ нить и примеры взаимовлияния передовой русской культуры и культуры народов России и подготовиться к ответу на вопрос: В чем выражался вклад передовой русской культуры в миро­ вую культуру? На следующем уроке учитель производит опрос учащихся. При этом используются цветные репродукции и репродукции картин, имеющиеся в учебнике русской литературы для 9-го класса. В процессе опроса вскрываются не только характерные черты (народность, идейность, патриотизм) реалистической живописи Венецианова и Федотова, но и углубляется работа над ведущими методологическими и другими понятиями куль­ туры. При проведении опроса выясняются основы взаимовлияния передовых культур русского народа и народов России и отме­ чается вклад передовой русской культуры в мировую культуру. В результате изучения развития национальной русской культуры периода разложения и кризиса крепостничества уча­ щиеся приобретают знания культурно-исторических явлений и фактов. У них развивается историческое мышление, группи­ руются исторические события, образуются новые и расширяют­ 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=