УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ляется революционная и литературно-художественная дея­ тельность Т. Г. Шевченко. Ооновой его революционно-демо­ кратического мировоззрения и творческой деятельности была жизнь украинского народа, томившегося в крепостной неволе. Но на Т. Г. Шевченко оказали огромное воздействие декаб­ ристы, великие русские революционные демократы и писате­ ли Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Учащимся следует сообщить на уроке о выкупе Шевченко из крепостной неволи при помощи писателя Жуковского и ху­ дожника Брюлловй. Кратко излагая биографию Шевченко, учитель разъясняет, что он вел борьбу с крепостничеством в тесном единстве с русскими революционными демократами. В его произведениях выражается влияние декабристов, Герце­ на, Белинского, Чернышевского. Образцы для своего творчест­ ва Шевченко брал также и из сатирических произведений рус­ ского искусства и литературы. «Мне кажется,—говорил Шев­ ченко,—-что для времени нашего и для «ашего среднего полу­ грамотного сословия необходима сатира умная, благородная, такая, как, например, «Жених» Федотова («Сватовство майо­ ра»), или «Свои люди сочтемся» Островского и «Ревизор» Го­ голя. Т. Г. Шевченко называл Гоголя своим учителем. Близ­ ким другом великов кобзаря был М. С. Щепкин. И Шевченко и Щепкин — оба вышли из крепостного люда. Они пламенно боролись, каждый по-своему, с самодержавно-крепостническим строем. На уроке следует прочесть приведенный в учебнике на 217 стр. отрывок из «Заповит» с призывом к революционной борьбе и использовать помещенный там же рисунок Т. Г. Шев­ ченко «Сквозь строй», раскрыв его содержание. Во внеурочное время следует показать учащимся кино­ фильм «Художник Шевченко», как это было сделано при про­ ведении эксперимента в 12-й средней тульской школе. Его показ длится 8—9 минут и дает яркое представление с Шев­ ченко, как о художнике. В качестве конкретного примера влияния культуры народов России на передовую культуру русского народа следует на­ звать такие произведения Гоголя, как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Тарас Бульба». Они были созданы Гоголем на основе украинского народного творчества. Другим ярким примером может служить известное учащимся произведение Лермонтова «Мцыри». Эта поэма была написана на основе 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=