УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

направление изобразительного искусства отвлекало людей or жгучих вопросов современности, от борьбы против прогнивше­ го самодержавно-крепостного строя и тем самым служило классовым интересам реакционного дворянства. Рассказывая об этом учащимся, учитель подводит их к пониманию борьбы двух культур в живописи. Опыт подтверждает несомненную пользу небольших выста­ вок русской живописи, сооружаемых на стендах в коридорах школ, как это было сделано при проведении эксперимента в 11-й средней тульской и Яснополянской школах. Учащиеся охотно приносят имеющиеся у них репродукции картин Брюл­ лова, Венецианова, Федотова и других художников первой по­ ловины XIX века. Ознакомление, учащихся с содержанием этих выставок углубляет их представление о творчестве выдающих­ ся русских художников изучаемой эпохи. Вполне целесообразно использовать на выставке настенные плакаты, посвященные творчеству отдельных художников — Брюллова, Венецианова, Федотова. На этом же уроке нужно дать представление учащимся о влиянии освободительных идей передовой русской культуры на культуру народов России, о взаимовлиянии передовой культуры русского народа и нарбдов России. Тот огромный материал, который дан в учебнике по исто­ рии СССР, изучить на одном уроке невозможно. Его необходи­ мо сократить. А это сокращение будет оправданным лишь при умелом использовании знаний учащихся по курсу литературы. Им, например, известно влияние творчества .великих русских писателей первой половины XIX века на литературу народов России. Учащиеся знают по программе 6-го класса такие про­ изведения Т. Г. Шевченко, как «Жница» и «Заловит». По кур­ су 8-го класса учащимся известно влияние украинского, гру­ зинского народного поэтического и песенного творчества на Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. • На данном уроке прежде всего следует определить ту основу, на которой осуществлялось взаимовлияние передовых культур народов России. Оно складывалось на базе идейной общности интересов русского народа и народов России в борь­ бе против самодержавно-крепостнического строя, душившего передовую культуру не только русского народа, но и народов России. Наиболее ярким примером влияния освободительных идей передовой русской культуры на культуру народов России яв~ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=