УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

только этих трех картин, раскрывает идейный смысл и содер­ жание каждой из них. Объяснение содержания этих картин дополняется рассматриванием репродукций, имеющихся в учебнике литературы для 9-го класса. Так, показывая учащимся репродукцию картины Брюлло­ ва «Последний день Помпеи», учитель отмечает, что в ней вос­ произведено действительное событие — гибель Помпеи в 79 году до н. э. от извержения Везувия. Учитель обращает внимание учащихся на античный сюжет, на театрализованные позы персонажей картины, на эффектный блеск молнии как 1 характерные черты классицистической формы живописи. По-.отзывам некоторых современников, художник в этой картине показал гибель старого мира. Герцен связывал ее со­ держание с николаевской реакцией в стране. В картине художника Венецианова «Весна. На пашне» по­ казана молодая русская крестьянка. Она ведет двух лошадей, впряженных в борону. На картине изображено пробуждение весны. В этой картине художник воспел гимн весне и труду. В отличие от своих предшественников Венецианов показал в сво­ их многочисленных портретах образы крестьян такими, каки­ ми их представляли себе деятели передовой общественной мы- I ели, т. е. декабристы и революционеры-демократы. Появление картины Федотова «Сватовство майора» явилось новым этапом в русской живописи, началом критического реа- I лизма. Художник в этой картине обличает затхлый купеческий быт, показывает сватовство как выгодную сделку промотавше­ гося дворянина, решившего жениться на купеческой дочке с богатым приданым, как желание обмануть друг друга. Учите­ лю следует полностью раскрыть учащимся содержание этой картины. Подробное ее описание дается в хрестоматии по истории СССР Г Характеризуя содержание картин Венецианова к Федотова, учитель подводит учащихся к пониманию народности как характерной черты творчества этих художников. Учитель раскрывает борьбу аристократических кругов про- тнв передовой живописи, которые добились запрещения лито­ графированного издания работ Федотова и недопущения его картин на очередные художественные выставки. Указывая не религиозно-библейское содержание картин -академической живописи, учитель подчеркивает, что данное 1 Хрестоматия по истории СССР, т. II, 1953 г., стр. 384. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=