УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

влияния- народного творчества на великих русских писателей к композиторов. В конце урока учитель предлагает учащимся при выполне­ нии домашнего задания подготовить устные ответы на следую­ щие вопросы: В чем заключалось общественное значение Ма­ лого театра? Каковы характерные черты творчества Глинки? Почему аристократические круги враждебно относились к Ма­ лому театру и музыке Глинки? На третьем уроке при проведении опроса учащихся закреп­ ляется в их сознании понимание народности творчества Щеп­ кина и музыки Глинки как одного из важнейших признаков передовой русской культуры, и на этой основе продолжается формирование понятий: народ — творец культуры и борьба двух культур. После проведения опроса учащихся на этом уроке изучает­ ся развитие реализма в русской живописи и взаимовлияние пе­ редовой культуры русского народа и народов России. В изучении развития реализма в русской живописи нужно отправляться от известной учащимся русской живописи вто­ рой половины XVIII века. Учитель, применяя приемы сравнения с известным учащим­ ся литературным материалом, подводит их к пониманию влия­ ния классовой борьбы и передовой общественной мысли, а так­ же и развития национального самосознания на становление ре­ ализма в русской живописи. Из всех художников изучаемой эпохи, о которых говорится в школьном учебнике, необходимо остановиться только на Брюллове, Венецианове и Федотове. Творчество Брюллова по своему содержанию было пере­ ходным от классицизма к реализму. Лучше всего об этом мож­ но судить по его картине «Последний день Помпеи». Она по своему содержанию является реалистической, а по форме ис­ полнения— классицистической. Художник Венецианов впервые показал в живописи труд крестьян и пейзажи русской природы. Его произведения были национальными и реалистическими по тематике. В картине «Весна. На пашне» показан труд крестьян и родная русская природа. Основоположником критического реализма в русской живо­ писи был Федотов. Принципы его творчества ясно выражены в известной картине «Сватовство майора». Учитель, ограничиваясь показом цветных репродукций; 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=