УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
На втором уроке учитель кратко раскрывает условия соз дания русской классической музыки (рост освободительного движения и национального самосознания, влияние передовой общественной мысли). Используя впечатления учащихся от му зыкальной беседы или от кинофильма, он подводит учащихся в беседе к пониманию народности, идейности и патриотизма музыки Глинки, к пониманию того, что творцом культуры яв- .ляется народ. В беседе следует поставить примерно такие вопросы: в чем выражаются черты народности и патриотизма в опере Глинки «Иван-Сусанин»? Какие черты национального русского харак тера выражены в «Камаринской» Глинки? Почему аристокра тические круги враждебно относились к музыке Глинки? Чем близок и дорог советским людям Глинка? Противопоставляя музыкальные вкусы аристократических верхов и дворянства музыкальной эстетике демократических слоев русского общества, учитель подводит учащихся к пони манию борьбы двух культур в музыке. Отношение к опере Глинки «Иван Сусанин» противоположных классов русского [«общества можно выразить словами Пушкина: Слушая сию новинку, Зависть, омрачась, Пусть скрежещет злобой, Но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Развитие русской музыки вполне можно представить, огра ничившись ознакомлением с творчеством Глинки. При изучении развития русской музыки полезно использо вать местный материал. Тки, например, в школах города Тулы и области следует дать конкретное представление уча щимся о музыкальном творчестве Даргомыжского. В годы раннего детства он жил в Белевском уезде Туль ской губернии. Его няня, Авдотья Ивановна, часто напевала ему широко бытовавшую в то время среди крестьян Тульской губернии песенку «Идет дорогою коза рогатая». Мотивы этой песни Даргомыжский использовал в увертюре и финале оперы «Русалка»1. Учитель может провести параллель с Пушкиным, на творчество которого оказали влияние сказки его няни Ари ны Радионовны, и тем самым подвести учащихся к пониманию 1 Пекелис. Даргомыжский и народная песня, 1951 г., стр. 18—19, 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=