УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Учащимся разъясняется огромное значение Московского Малого театра в общественной жизни. Постановка в Малом театре знаменитых комедий Грибоедова и Гоголя, обличавших самодержавно-крепостнический строй России, способствовала росту антикрепостнических настроений. Малый театр играл ак­ тивную роль в идейной борьбе против крепостничества и вы­ зывал, с одной стороны, все более растущие симпатии демо­ кратического зрителя, а с другой стороны,— чувство злобы, боязни, и вражды со стороны правительственных и цензурных сфер. Сообщая учащимся о препятствиях, чинимых правительст­ венными органами по отношению к постановке в Малом теат­ ре и на провинциальной сцене комедии «Горе от ума» Грибое­ дова и «Ревизора» Гоголя, об установлении полицейской слеж­ ки за Щепкиным, учитель подводит учащихся к пониманию борьбы двух культур в области театра. Учитывая объективную невозможность конкретного озна­ комления учащихся на уроке с музыкой Глинки и следуя поло­ жительному опыту целого ряда учителей, целесообразно за несколько дней до уроков по культуре (или накануне этого урока) использовать такую форму внеклассной работы, как проведение музыкальной беседы. Такие беседы были проведены до уроков по культуре в экспериментальных классах учительниц 3. Е. Рябиковой и И. В. Суровой (11-я школа), учительницы Н. Г. Логачевой (12-я школа) и учительницы М. К. Кукульской (Яснополян­ ская школа). Прослушивание в грамзаписи с кратким пояснением учителя таких произведений М. И. Глинки, как ария Сусанина и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», увертюра и марш Черно­ мора из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская», роман­ сов «Жаворонок» и «Я помню чудное мгновенье», создаст кон­ кретное представление о характерных чертах музыки Глинки. Эти произведения Глинки доступны пониманию учащихся, и ознакомление с ними явится реальной основой для осознан­ ного усвоения на уроке учебного материала о развитии рус­ ской музыки. Другой возможной формой внеклассной работы по озна­ комлению учащихся с музыкой Глинки является просмотр фильма «Композитор Глинка» ^последующим его разбором, как это было сделано при проведении эксперимента в классах учительнйцы 3. Е. Рябиковой в 11-й средней школе. 130 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=