УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

рассказывать (тема, содержание), что даст рассказ в воспита­ тельном отношении, что является важным, наиболее сущест­ венным в содержании намеченного рассказа, как и в какой последовательности следует излагать свои мысли, в какой об­ становке и в какой момент будут рассказывать детям. Многие готовятся к рассказам в семье. Один из родителей однажды наметил рассказать сыну-под- ростку и его товарищам-одноклассникам о том, как батальон, в котором он служил во время войны с Японией, остановился на ночлег в лесу и как он ночью, обходя посты, заметил япон­ ского разведчика и вступил с ним в рукопашный бой. Обезору­ жив самурая, он приказал ему идти назад и показать то место, где засели враги. При помощи подоспевших бойцов нашего батальона заставил врагов сдаться в плен без сопротивления. Отец готовился к этому рассказу так. Сначала он думал рассказать о случае из боевой службы в юмористическом сти­ ле. Это позволило бы ему посмешить детей, показать самого себя в довольно выгодном виде. Но роль идеи рассказа, его воспитательное значение, несомненно, снизятся. Рассказчик пришел к выводу, что задача раскрытия факта проявления советского патриотизма требует серьезного подхода. Надо по­ казать напряженность действия с тем, чтобы вызвать у детей глубокие переживания, особенно в тех местах, где требуется описать появление японского разведчика перед лицом совет­ ского воина, вступление в борьбу, захват японских солдат в плен. Главным, наиболее существенным в рассказе, пронизы­ вающим все содержание, должно быть — боевая смелость со­ ветских воинов при выполнении священного долга перед Р°‘ диной. Рассказчик обдумал вопрос и о том, в какой последо­ вательности лучше* передать события. Сначала о том, как ба­ тальон расположился в лесу на отдых, потом, как был обна­ ружен в лесу спрятавшийся в кустах самурай-разведчик, за­ тем борьба с ним и взятие в плен, и т. д. Обдумывая рассказ, он принял во внимание, что его слу­ шателям, ученикам 6-го класса, надо рассказывать ярко, увле­ кательно, занимательно, отбросив все то, что могло бы при­ вести к растянутости и монотонности. Для разрядки внимания можно в том месте, где описывается сдача самурая в плен, по­ казать его трусость, чем, очевидно, будет вызван на секунду- две задорный смех у детей. Это не повредит рассказу. Перед самым началом отец еще раз прикинул в уме порядок и форму намеченного рассказывания, представил перед собой юных 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=