УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

о значении русской литературы критического реализма в борь­ бе с самодержавно-крепостническим строем, о том, что в твор­ честве Грибоедова, Пушкина, Гоголя отразились заветные чаяния угнетенного народа, что творцом культуры является народ. Сообщая домашнее задание, учитель рекомендует использо­ вать текст учебника: прочесть о развитии науки (с частичным сокращением) и продумать устно ответы на следующие вопро­ сы: Какие причины оказали влияние на развитие национальной русской культуры первой половины XIX века? Почему царизм и церковь боролись против передовой русской науки? В чем заключалось общественное значение передовой русской лите­ ратуры? На втором уроке при опросе учащихся учитель обращает главное внимание на закрепление в их сознании признаков пе­ редовой русской культуры и понятия: народ — творец культуры. После проведения опроса учитель переходит к изучению развития национального русского театра и музыки. В беседе учитель подводит учащихся к пониманию влияния классовой борьбы и передовой общественной мысли на развитие театра и его роли в общественной жизни. Отмечая влияние обострения классовой борьбы на утверж­ дение критического реализма в литературе и искусстве в пе­ риод кризиса крепостничества, учитель подводит учащихся к пониманию возникновения сценического реализма. На приме­ ре творческой театральной деятельности знаменитого актера М. С. Щепкина, вышедшего из крепостного люда и воплотив­ шего в созданных им сценических образах всю ненависть наро­ да к угнетателям,— учитель подводит учащихся к пониманию народности и реализма в игре Щепкина, к пониманию того, что творцом культуры является народ. Конкретное представление о характере творческой дея­ тельности Щепкина можно получить из письма М. С. Щепкина к актеру Шумскому, помещенного в хрестоматии по истории СССР*. Учитель рассказывает учащимся о глубокой работе Щеп­ кина над созданием сценических образов, подчеркивая боль­ шое значение приемов его творческой работы над ролью для советских актеров и режиссеров. 1 Хрестоматия по истории СССР, т. II, 1953 г., стр. 875—877. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=