УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ные отрасли науки. Это было типичным явлением в русской науке первой половины XIX века. Необходимо подчеркнуть, что центром передовой, научной и общественной жизни в то время был Московский универси­ тет. Приводя примеры травли реакционерами ученого Пирого­ ва, запрещения распространять научно-материалистические взгляды профессора Рулье в лекциях и печати, отстранения от должности ректора Казанского университета Лобачевского и обвинения его церковью в ереси,—учитель подводит учащих­ ся к пониманию борьбы реакционной дворянской культуры против передовой русской культуры. Этим материалом вполне можно ограничить сообщение фактических сведений учащимися о развитии естественно-науч­ ной и технической мысли. В итоге освещения вопроса о развитии науки и технической мысли учитель подводит учащихся к выводу о том, что 1) под влиянием развития производительных сил русскими учеными и изобретателями были сделаны важные открытия в науке и технике, которые не признавались царизмом, ичто 2) в русской науке развивалось материалистическое направление. * К сказанному надо добавить, что в области гуманитарных наук значительным событием явилось опубликование «Истории государства Российского» Карамзина. Она, как известно, за­ щищала классовые интересы дворянства и самодержавия. Осознать это поможет* известная эпиграмма Пушкина: «В его «Истории» изящность, простота доказывают нам без всякого пристрастья необходимость самовластья и прелести кнута». Переходя к вопросу о развитии русской литературы в эту эпоху, учитель использует те знания учащихся по устному на­ родному творчеству и литературе, о которых говорилось выше, и методом беседы выясняет отражение в фольклоре и литера­ туре условий жизни и борьбы народа, а также важнейшие ха­ рактерные черты передовой русской литературы. Перед учащимися ставятся примерно такие вопросы: На­ зовите произведения народного творчества, в которых запе­ чатлелась жизнь и борьба народа? Назовите произведения ве­ ликих русских, писателей, проникнутые освободительными идеями? В чем заключается народность произведений Пушки­ на и Гоголя? Почему царизм и дворянство боролись против передовых русских писателей? Обобщая краткие ответы учащихся, учитель делает вывод 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=