УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

черты устного народного творчества и освободительный харак­ тер передовой русской литературы. На втором уроке изучается развитие театра, и на базе кон­ кретных впечатлений от предварительно проведенной музы­ кальной беседы — развитие музыки. На третьем уроке учащиеся знакомятся с живописью и взаимовлиянием передовой русской культуры и культуры на­ родов России. Первый урок учитель начинает беседой об условиях и причинах мощного подъема национальной русской культуры в дарную эпоху. В качестве наиболее важных из них выделяют­ ся следующие: нарастание и развитие кризиса крепостничест­ ва, резкое обострение классовой борьбы и развитие передовой общественной мысли, историческое значение Отечественной войны 1812 года и рост национального самосознания, а также влияние прогрессивной западноевропейской культуры, разви­ вавшейся в острой революционной борьбе. Переходя к характеристике развития науки, учитель ставит своей целью прежде всего обобщить в беседе те познания, ко­ торые учащиеся уже получили при изучении других предме­ тов. Здесь приводятся уже известные учащимся такие важные факты, как изобретение электродвигателя русским ученым Яко­ би исоздание первого паровоза в России крепостными механи­ ками Черепановыми. Наряду с этим в тульских школах .необходимо использо­ вать местный материал о народном творчестве в области изоб­ ретательства, ознакомить с народной легендой о Левше. Далее, в процессе беседы вспоминают об открытии русскими мореплавателями Антарктиды (о чем учащимся известно еще из курса географий 6-го класса), и в связи с этим выясняется значение современной советской научной антарктической экспедиции. Наряду с этим, следуя одному из ведущих принципов со­ ветской дидактики — в обучении идти от известного к неиз­ вестному — учитель, используя знания учащихся о научной деятельности Рулье (этот материал изучается по программе основ дарвинизма), разъясняет им, что в русской науке раз­ вивалось материалистическое направление. Сообщая о научных открытиях Пирогова в медицине и Ло­ бачевского в математике, учитель подводит учащихся к пони­ манию распространения материалистических идей на различ­ 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=