УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
черты устного народного творчества и освободительный харак тер передовой русской литературы. На втором уроке изучается развитие театра, и на базе кон кретных впечатлений от предварительно проведенной музы кальной беседы — развитие музыки. На третьем уроке учащиеся знакомятся с живописью и взаимовлиянием передовой русской культуры и культуры на родов России. Первый урок учитель начинает беседой об условиях и причинах мощного подъема национальной русской культуры в дарную эпоху. В качестве наиболее важных из них выделяют ся следующие: нарастание и развитие кризиса крепостничест ва, резкое обострение классовой борьбы и развитие передовой общественной мысли, историческое значение Отечественной войны 1812 года и рост национального самосознания, а также влияние прогрессивной западноевропейской культуры, разви вавшейся в острой революционной борьбе. Переходя к характеристике развития науки, учитель ставит своей целью прежде всего обобщить в беседе те познания, ко торые учащиеся уже получили при изучении других предме тов. Здесь приводятся уже известные учащимся такие важные факты, как изобретение электродвигателя русским ученым Яко би исоздание первого паровоза в России крепостными механи ками Черепановыми. Наряду с этим в тульских школах .необходимо использо вать местный материал о народном творчестве в области изоб ретательства, ознакомить с народной легендой о Левше. Далее, в процессе беседы вспоминают об открытии русскими мореплавателями Антарктиды (о чем учащимся известно еще из курса географий 6-го класса), и в связи с этим выясняется значение современной советской научной антарктической экспедиции. Наряду с этим, следуя одному из ведущих принципов со ветской дидактики — в обучении идти от известного к неиз вестному — учитель, используя знания учащихся о научной деятельности Рулье (этот материал изучается по программе основ дарвинизма), разъясняет им, что в русской науке раз вивалось материалистическое направление. Сообщая о научных открытиях Пирогова в медицине и Ло бачевского в математике, учитель подводит учащихся к пони манию распространения материалистических идей на различ 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=