УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

тельные идеи в русской литературе и искусстве и их влияние на развитие культуры народов России» Некоторый материал, относящийся к данной теме и поня­ тиям культуры, был известен учащимся тех классов, в которых проводился эксперимент, по предыдущим урокам истории. Так, при изучении развития экономики учащиеся подводи­ лись к пониманию того, что творцом материальной культуры является народ. Ранее учащимся стали известны примеры устного народно­ го творчества (песни об Отечественной войне 1812 года, песни об аракчеевщине, антикрепостнические песни о военных посе­ лениях). На этом фактическом материале расширялось содер­ жание видового понятия «устное народное творчество» и уг­ лублялась работа над методологическим понятием: народ — творец культуры. Фактический материал о развитии просвещения и классо­ вой политике царизма в этой области культуры учащиеся по­ лучили при изучении вопросов внутренней политики царизма в начале XIX века. Кроме того, курс литературы в 8-м классе знакомит с ли­ тературным движением первой трети XIX века. Учащимся знакомо литературное творчество декабристов, Крылова, Жу­ ковского. Они изучали отдельные произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, литературно-критическую дея­ тельность Белинского. Из курса литературы 9-го класса им из­ вестны писатели 40—50-х гг. По предыдущим урокам истории они имеют также пред­ ставление об идейной борьбе 30—40-х гг. XIX века в России. Весь этот материал является по своему содержанию весьма важным для формирования ведущих методологических идругих понятий культуры. Учитель все это должен учесть при изуче­ нии развития национальной русской культуры на отдельных уроках. Намечаемый программой учебный материал целесообразно разделить между отдельными уроками следующим образом. На первом уроке необходимо дать четкое представление о причинах, обусловивших развитие национальной русской культуры в первой половине XIX века, показать развитие нау­ ки и технических изобретений, выяснить антикрепостнические 1 Программа средней школы на 1956/57 учебный год. 1956 г. стр. 33- 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=