УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

кретные представления о явлениях культуры дадут возможность учителю подвести учащихся к тому основному обобщению, что творцом всей материальной и духовной культуры действи­ тельно является народ. Необходимо отметить, что формирование другого ведущего понятия — «борьба двух культур» также должно происходить постепенно, с последовательным накапливанием отличитель­ ных признаков двух культур и углубляющимся пониманием их противоположной роли в историческом процессе. Указанные методологические и методические принципы изучения развития национальной русской культуры в период разложения и кризиса крепостничества (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.) были положены в основу педагогического эксперимента, проведенного автором данной статьи. Теоретической базой проведения педагогического экспери­ мента явилось изучение марксистско-ленинской, а также спе­ циальной педагогической и методической литературы. В постановке педагогического эксперимента нашел свое от­ ражение предварительно изученный положительный опыт ра­ боты по данной теме учителей тульских, московских и ленин­ градских школ. Эксперимент проводился на протяжении 1953/54 и 1954/55 учебных годов в 9-х классах следующих тульских школ: в 11-й средней школе — в классах учительницы 3. Е. Рябиновой и И. В. Суровой, в 12-й средней школе— в классах А. Г. Лога­ чевой и В. А. Соколова, а также в Яснополянской школе им. Л. Н. Толстого в классах М. К- Кукульокой и В. И. Ше- ренкова. Эксперимент проводился в 14-ти классах с общим количе­ ством учащихся в 392 человека. * * * Положительный опыт эксперимента, проведенного на осно-' ве указанных методологических и методических принципов, дает возможность проследить отбор конкретного материала и основные моменты работы учителя по формированию и за­ креплению у учащихся понятий культуры. Покажем это на ма­ териале первой половины XIX века. На изучение этой темы школьная программа отводит три учебных часа и так формулирует ее «Развитие русской науки, техники, литературы, живописи, музыки и театра. Освободи­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=