УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

тельное и воспитательное значение, а с другой стороны, чтобы была исключена перегрузка учащихся излишним учебным ма­ териалом. В связи с этим встает вопрос об обязательном использова- нии'при изучении вопросов культуры отдельных культурно-ис­ торических фактов, которые усвоены учащимися на уроках литературы, физики, естествознания, географии. Вместе с тем необходимо отметить, что основным в работе учителя является самый процесс формирования у учащихся понятий культуры, с последующим закреплением их в созна­ нии, следовательно, методика этого процесса. Построение понятий весьма сложный процесс, который включает в себя ряд последовательных ступеней. По своему содержанию понятие представляет отвлечение и обобщение существенных сторон, признаков изучаемых явлений. Следова­ тельно, учителю необходимо при «живом созерцании» учащи­ мися конкретно-исторического материала выделять определе­ ние существенных сторон изучаемых явлений и закреплять их в сознании учащихся. Все сказанное можно проиллюстрировать на построении понятия: народ — творец культуры. По своему содержанию это понятие сложное, весьма широкое, многогранное. Можно наметить следующие три основные стороны, три существенных признака в содержании этого понятия: а) народ —создатель всех материальных благ, средств су­ ществования и средств труда, техники; б) народ— создатель всех ценностей духовной культуры, проявлениями которой являются различные виды народного творчества; в) народ - - творец содержания и формы выдающихся произведений, создаваемых Гениальными мастерами культу­ ры, в том смысле, что их замечательные творения своими корнями уходят в глубины народного творчества, народной жизни. В сложном процессе формирования как этого, так и других понятий культуры решающее значение имеет дифференциро­ ванное использование учителем разнообразных методических приемов обработки конкретно-исторического материала: на­ глядности, образного рассказа, живой беседы, таких видов вне­ классной работы, как: экскурсия, показ кинофильмов, беседы на музыкальную тему ипр. Накопленные таким образом в сознании учащихся кон­ 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=