УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

При отборе материала для изучения культуры в 9-м клас­ се необходимо учитывать такие возрастные особенности уча­ щихся старших классов: тяготение к логическому мышлению, к нахождению и установлению причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, а также проявление большого интереса к различным видам духовного творчества, особенно в области искусства и техники Отбор конкретного материала учитель должен производит!, с учетом широких возможностей использования наглядности, принципы которой вытекают из ленинской теории познания. Наглядность насытит «живое созерцание» учащихся богатст­ вом и образностью конкретно-исторического материала, на основе которого в сознании учащихся возникнут первичные конкретно-исторические представления о явлениях культуры. Мнообразны конкретные способы применения наглядно­ сти: использование на уроках репродукций картин и портретов, таблиц, фотокопий, документов, иллюстраций в учебнике и др. видов наглядных пособий, а также показ диафильмов, про­ смотр кинофильмов, проведение экскурсий и бесед о музыке. Ряд отраслей культуры абсолютно невозможно изучать без наглядности, в частности, народное творчество в прикладном искусстве, архитектуру, живопись, скульптуру, музыку,—все это непременно требует показа учащимся или на уроках или во внеклассной работе образцов этих видов искусства. Живое созерцание, как необходимое условие формирования понятия на его чувственной ступени, своим источником помимо прямых средств наглядности имеет также и слово, т. е. образ­ ный или эмоциональный рассказ учителя. Специфика отдельных отраслей искусства (архитектура, живопись, музыка) требует от учителя при отборе материала для изучения четко определить то, что будет непосредственно изучаться на уроке, и то, что будет усвоено во внеклассных условиях. Наконец, при отборе материала о культуре необходимо правильно определить и его количественный объем таким об­ разом, чтобы, с одной стороны, было обеспечено накопление в сознании учащихся минимально необходимого количества фактов, характеризующих развитие просвещения, научно-тех­ нической мысли, литературы и искусства, имеющих образова­ 1 Проф. Н. Д. Левитов. Очерки педагогической психологии, 1948 г.. стр. 143. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=